Новая Церковь Богородицы (Неа Теотокос, Nea Ekklesia of the Theotokos)

Новая церковь Богородицы (греч. Неа Теотокос), стоявшая, если оперировать современными названиями, в еврейском квартале к востоку Сионских ворот1 и освящённая в 543 году, была крупнейшим христианским храмом не только в Иерусалиме, но и на Святой земле. Не исключено, что её возвёл сам Юстиниан I (прав. 527 – 565), поскольку церковь упомянута в трактате «О постройках» (лат. De aedificiis) Прокопия Кесарийского2, посвящённом строительной активности этого императора. Тем удивительней, что о церкви не практически не писали паломники византийского времени. Зато и сейчас хорошо видны впечатляющие остатки оснований этого храма, включая арки и водосборники, правда доступ туда закрыт на замок.

Христианский монах и историк Церкви Кирилл Скифопольский (524–558) сообщает, что церковь Неа была основана Иерусалимским патриархом Илией (494–516), но оставалась незаконченной до тех пор, пока Юстиниан под нажимом Саввы Освящённого, не выделил средства на ее завершение (531)3.


Храм Неа Теотокос на карте Византийского Иерусалима с местами массовых захоронений жертв резни 614 года (Gideon Avni, 2010)


Церковь Неа Теотокос на карте Медвы4 (Madaba Map; BAR, 2008)

Вот, что говорит нам Прокопий:

«22. И вот со всех сторон храма они подставляют огромные глыбы колонн, высеченных из этих гор и по цвету похожих на пламя огня; одни из них стояли внизу, другие наверху, иные вокруг тех галерей, которые окружали весь храм кроме стороны, обращённой к востоку. Из них две стояли перед вратами храма, поразительно чудесные: на всей земле не было вторых подобных колонн. 23. Отсюда идёт другая галерея, названная по имени тростника «нартексом», – думаю, потому что она не расширяется. 24. За ней идёт зала, покоящаяся в четырех углах на подобных же колоннах. Двери посередине, ведущие из этой залы, до такой степени вызывают благоговейное удивление, что тем, которые входят извне, дают почувствовать, что предстоит им тут увидать. 25. Отсюда ведут чудесные пропилеи (здесь – парадный проход, обрамлённый колоннами, И. Ц.), и на двух колоннах поднимается круглая арка несказанной высоты. Если идти вперёд, то с той и другой стороны дороги к храму находятся друг против друга два полукруга. По другой дороге с той и другой стороны находятся две гостиницы, сооружение императора Юстиниана: одна из них – пристанище для прибывающих сюда иноземцев, другая же – дом отдохновения для бедных больных» (О постройках, 5:6).


Остатки опор храма Неа Теотокос (справа – современная стена Старого города)


Реконструкция храма по описанию Прокопия Кесарийского (Oren Gutfeld, 2007).5 Храм ориентирован на восток

Храм, освящённый 20 ноября 543 года, стал центром комплекса, включавшего больницу, хоспис, библиотеку и монастырь. Один из немногих паломников, упоминавших о церкви – аноним из Пьяченцы (Antoninus of Piacenza, ок. 570) – писал, что

«Из Сиона мы пришли в базилику Святой Марии, где большое собрание монахов, где находятся и странноприимницы мужей и жён, приют для чужестранцев, бесчисленные столы, ложа для больных свыше трех тысяч» (Путник, XXIII).

Несмотря на то, что церковь не стояла на месте евангельских событий, близость комплекса к Храмовой горе неоднократно «провоцировала» специалистов на сравнения с храмом Соломона («Первым») и последующими, носящими название «Второй».6 К примеру, Прокопий пишет, что блоки, из которых были сложены стены, имели большие размеры (как и во Втором храме, разрушенном римлянами в 70 году), а для возведения церкви была создана массивная искусственная платформа на арочных сводах, напоминавшая рампу Храмовой горы.


Храм Неа Теотокос, согласно описанию Прокопия Кесарийского, повторяющий в плане Храм Соломона (Meir Ben-Dov, BAR, 2008). Здесь хорошо заметны  колонны у входа – аналоги Боаза (Воаза) и Яхина в Первом Храме

Кроме этого, Прокопий пишет, что крыша церкви Неа была сделана из высоких кедров, причём неясно, идёт ли речь о балках и стропилах или включает также и кровлю:

«15. Обходя все леса и чащи и всякие местечки, где, как они слыхали, росли уходящие в небо деревья, они нашли рощу, густо заросшую кедрами невероятной высоты, из которых они и сделали крышу храма, и, в соответствии с тем, какова была его ширина и длина, они вывели его высоту» (О постройках, 5:6)

И здесь напрашивается аналогия с храмом Соломона:

«И послал Хирам к Соломону сказать: я выслушал то, за чем ты посылал ко мне, и исполню все желание твое о деревах кедровых и деревах кипарисовых; рабы мои свезут их с Ливана к морю, и я плотами доставлю их морем к месту, которое ты назначишь мне, и там сложу их, и ты возьмёшь; но и ты исполни моё желание, чтобы доставлять хлеб для моего дома. И давал Хирам Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые, вполне по его желанию. А Соломон давал Хираму двадцать тысяч коров пшеницы для продовольствия дома его и двадцать коров оливкового выбитого масла: столько давал Соломон Хираму каждый год» (3Цар.5:8-11)

Прокопий утверждает, что многочисленные колонны Неа походили на «пламя огня», и возможно, что в то время существовала легенда о том, что такие же по цвету колонны стояли и в постройках (дворце или храме) Соломона:

«И притвор из столбов сделал он длиною в пятьдесят локтей, шириною в тридцать локтей, и пред ними крыльцо, и столбы, и порог пред ними» (3Цар.7:6)

Особо выделялись две колонны, которые
«… стояли перед вратами храма, поразительно чудесные: на всей земле не было вторых подобных колонн» (О постройках, 5:6:22),
и здесь приходят на ум соломоновские Иахин и Вооз (Боаз) из Первого храма:

«И поставил столбы пред храмом, один по правую сторону, другой по левую, и дал имя правому Иахин, а левому имя Воаз» (2Пар.3:17, также 3 Цар. 7:21)

Чтобы зайти в церковь Неа люди проходили через нартекс – узкое помещение перед наосом, – а затем уже попадали в зал с колоннами. Существовало чёткое разделение между внешним двором и внутренним святилищем. То же мы видим и в Храме Соломона: портик (улам) с двумя колоннами (Яхин и Вооз), за которым следовал большой зал (хейхал) и внутреннее святилище (двир) (1 Цар. 6).

Правда, большинство византийских базилик устроены также, да и сама идея – наличие притвора, общего зала для «посвящённых», алтаря и жертвенника – сознательно заимствована христианами у иудеев. Только жертвенником в христианстве является стол, на котором совершается проскомидия — готовится бескровная жертва для совершения евхаристии: хлеб и вино.


Храм Соломона (Leen Ritmeyer, BAR, 2008)


Остатки южной апсиды церкви Неа на улице Нехамо

Далее, Неа стояла на высоком холме, превышавшем по высоте Храмовую гору, в соответствии с библейской цитатой:

«И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы». (Ис.2:2)

Опираясь на эти и другие доводы, израильский учёный Хаги Амицур (Hagi Amitzur, 1996) выдвинул гипотезу о том, что Юстиниан рассматривал церковь Неа как христианское «продолжение» иудейских храмов7. Можно также вспомнить, что, закончив возведение собора Св. Софии (537) в Константинополе, император гордо заявил: «Соломон, я превзошёл тебя!». Неудивительно, что, согласно «Иерусалимскому лекционарию» (Jerusalem lectionary), сохранившемуся на грузинском языке примерно с 700 года н. э., ежегодно, 3 августа, вся «Книга Царей»8, прочно связанная с жизнью двора и Первого храма, полностью читалась в церкви Неа Теотокос9.

Археологические раскопки, проведённые в 1970-х и начале 1980-х годов израильскими археологами Нахманом Авигадом (Nahman Avigad, 1905–1992) и Меиром Бен-Довом (Meir Ben-Dov, р. 1935), подтвердили точность написанного Прокопием.

Неа Теотокос стояла на самом высоком Иерусалимском холме, от неё осталась массивная стена из каменных блоков, размером 13.7 х 6 м, сохранившаяся до высоты 8 м. Храм был трёхнефным, его северная апсида имела диаметр приблизительно 5 м и была направлена на восток. Н. Авигад обнаружил участки великолепных мраморных полов, возможно, части атриума (паперти). Позже М. Бен-Дов установил расположение юго-восточного угла храма и южной апсиды, что позволило понять, что размеры здания составляли около 115 х 56.4 м, делая церковь самым большой из построенных на Святой Земле. В её основании лежали шесть гигантских сводчатых залов-цистерн, высотой более 9 м, что также соответствует описанию Прокопия:

«4. …Юстиниан приказал, чтобы он (храм – И. Ц.) был выстроен на самом высоком из холмов, указав, каким он должен быть во всех остальных отношениях, сам определив и его ширину, и длину. 5. Но ни один холм не подходил для такого сооружения согласно приказу императора: не хватало места четвертой части храма, обращённой на юго-восток, там, где полагается священникам совершать свои таинства. 6. Поэтому те, на ком лежало выполнение этого дела, придумали следующее: заложив фундамент в самом основании низины, они воздвигли сооружение, крепко прилегающее к скале. 7. Когда они вывели его вверх до самой вершины холма, они наверху на эти стены положили купол и соединили свое сооружение с остальным основанием храма. 8. Таким образом, часть храма покоится на крепкой скале, часть же висит в воздухе, мощью императора хитро приделанная к холму …» (О постройках, 5:6)

Эти залы были зарисованы ещё в 1867–1870 годах капитаном Чарльзом Уорреном(Charles Warren, 18401927)10 из Фонда исследований Палестины (Palestine Exploration Fund, PEF), но Н. Авигад обнаружил в одном из них «табулу ансату» (лат. tabula ansata) – прямоугольную рамку с небольшими треугольными «ушками» по сторонам и адресной надписью внутри. Надпись гласила, что

«… работа была выполнена благодаря щедрости нашего самого милостивого императора Флавия Юстиниана, под опекой и преданностью святейшего Константина (Constantinos), священника и игумена, в тринадцатый (год) индикции [534/35 или 549/50]».  Под адресом был изображён крест.


«Табула ансата» из цистерны храма Неа Теотокос (BAR, 2008)

Византийская история Святой земли прервалась, когда в Палестину вторглись персы под предводительством Фаррухана Шахрвараза, полководца шахиншаха Хосрова II Парвиза11, и 19 мая 614 года после непродолжительной осады был взят Иерусалим (византийцы вернулись на короткое время в 629 – 636/8 годах, чтобы затем уступить власть арабам). Христианские источники, такие, как знаменитое «Пленение Иерусалима», приписываемое монаху и богослову VII века Антиоху Стратигу (Antiochus Strategos) – «сочинение блаженного монаха Страитика, который жил в лавре отца нашего Саввы», – указывают, что при взятии города (614) было сожжено множество храмов и монастырей, и погибли десятки тысяч человек:

«Затем они подняли глаза вверх и взглянули на Иерусалим и святые церкви: пламя, точно из печи, достигало облаков, и так сгорал Иерусалим. Тогда принялись рыдать и плакать все вместе громогласно. Видя святое Воскресенье в огне, Сион в дыму и пламени и опустошение Иерусалима, одни били себя по лицу, другие посыпали главы свои пеплом, иные погружали лица в прах, а иные рвали себе волосы».

К сожалению, от греческого оригинала «Пленения» сохранились фрагменты, и работа имеется лишь в грузинской и арабской версиях12. Число погибших в церкви Неа также разнится: 600 – в грузинской версии и 290 – в арабской.

Темой персидского захвата Иерусалима занимался д-р Гидеон Авни (Gideon Avni) из Управления Древностей Израиля. В своей работе он приводит схему массовых захоронений вокруг городских стен, которые могут быть отнесены к персидской резне (G. Avni, 2010, см. карту в начале заметки). В то же время не было найдено доказательств разрушения зданий и памятников в городе и его окрестностях. В ряде объектов (включая церковь Неа), которые, как считалось, были уничтожены персами, практически не найдено следов разрушения 614 года.

Так, изучая монограммы на капителях Анастазиса (ротонды) Храма Воскресения Христова, заменённых в ходе реконструкции конца XX века, известный специалист по надписям Лея Ди Сеньи (Leah Di Segni) из Еврейского университета в Иерусалиме пришла к выводу, что эти капители были установлены императором Маврикием (582–602), проводившем крупномасштабные работы в храме за несколько лет до прихода персов (Di Segni, 2006). Капители были оставлены нетронутыми и неповреждёнными. Кажется, что церковь была лишь слегка затронута огнём во время сопутствующих разграблений, но зданию не было причинено структурного ущерба.

Говоря о разрушении Неа Теотокос персами в 614 году, Евтихий (Eutychius, урожд. Said ibn Bitriq), мелькитский Патриарх Александрии, живший в X веке, по-видимому, опирается только на сложившиеся легенды13.

Среди храмов, продолжавших функционировать в VII веке, помимо Неи, можно назвать храм Рождества Христова в Вифлееме, церковь на Овчих прудах (Пробатика, Вифезда), церковь св. Стефана к северу от Дамасских ворот, монастырь Кафизма, Храм Воскресения Христова и др. Если коснуться мемуаров паломников, то, к примеру, в воспоминаниях епископа Аркульфа (670), пересказанных Адамнаном, а позже Бедой Достопочтенным в «Книжице о святых местах» (De locis sanctis), говорится о многих действующих Иерусалимских церквях.

Вероятно, следы пожаров были быстро ликвидированы, и к тому же в 617 году персы, поссорившись со своими еврейскими союзниками, вернули Иерусалим христианам, а в 629 году Ираклий, византийский император в 610—641 годах, заключив мир с Персией, без помех прошёл в Святой город и изгнал оттуда евреев (BAR, 2017). Так что главной причиной разрушения храмов в середине – конце первого тысячелетия нашей эры, как нам кажется, стали землетрясения 631 (или 633), 749, 808 и др. годов 14.

Как пишет сам Гидеон Авни (2010):

«В конечном счёте, видится, что 14 лет персидской оккупации не оставили следов в постоянном христианском присутствии в Иерусалиме и вокруг него. Не было никакого постоянного оставления церквей, монастырей или жилых кварталов, как не было и структурного ущерба во внутренних районах города. Похоже, что восстановление после персидского завоевания было завершено в течение короткого времени».

Какие же факты подтверждают то, что Неа Теотокос продолжала окормлять верующих и после 614 года?

В 634 году отсюда обратился с Рождественской проповедью Патриарх Софроний I (634 – 638), который уже не мог поехать в Вифлеем из-за захвата города арабами, а храм Воскресения Христова, скорее всего, не мог вместить всех желающих.

Неа существовала в 785 году – церковь можно видеть на мозаике в Умм эль-Расасе (Umm er-Rasas), Иордания, – хотя неясно как на здание повлияли землетрясений 749 и 757 годов.

«The Commemoratorium de casis Dei» – отчёт о состоянии Иерусалимских христианских домов призрения, отправленный Карлу Великому в 808 году, и частично цитируемый в J. Wilkinson, 2002, утверждает, что  «Новая [церковь] Св. Марии, построенная Юстинианом» с 12 священнослужителями» и та самая «церковь Св. Марии, которая [была повреждена] в результате землетрясения (808? – И. Ц.) и засыпана землёй, имеет боковые стены размером (длиной) 39 декстеро [80 м] …»15

Дата окончательного разрушения церкви неясна. Возможно, после толчков 808 (см. The Commemoratorium) и 881 годов у христиан в мусульманском городе не нашлось достаточно средств для её восстановления, блоки были разобраны и частично использованы для ремонта/строительства городских стен, и самый большой в Иерусалиме христианский храм исчез с поверхности земли.

В 870 году похожую церковь упоминает монах Бернар (J. Wilkinson, 2002), хотя есть сомнения, что речь идёт о Неа Теотокос, поскольку разговор ведётся о пребывании Бернара в хосписе, построенном Карлом Великим («Шарлеманем») на Муристане:

«Всем, кто приезжает в Иерусалим по причине набожности (devotion, англ.) и говорит на римском языке, оказывается гостеприимство. Рядом с ним [хосписом] находится церковь в честь Св. Марии, и к ней император (Карл Великий) добавил великолепную библиотеку и 12 особняков с полями, виноградниками и садом в долине Иосафата. Перед этим хосписом находится Кардо …»

Однако, согласно Прокопию, хоспис и библиотеку основал император Юстиниан, а Муристан – это не район Сиона (где стояла Неа). Но полностью исключать совпадения нельзя: прошло 300 лет, город разрушался и перестраивался, а расстояния между святыми местами Иерусалима для европейца мизерны. Если мы согласимся, что Бернар говорит о церкви Неа, то следует признать, что последние упоминания о ней относятся ко второй половине IX века.


Летний театр, построенный над сводами церкви Неа (Тамар Ярдени, תמר הירדני, https://he.wikipedia.org/w/index.php?curid=631104)

Примечания:

  1. Этот храм с сопутствующими сооружениями располагался на месте современных: еврейской школы, открытой парковки и, в продолжении, простирался до стен Старого города, и даже южнее.
  2. Прокопий Кесарийский (лат. Procopius Caesarensis, греч. Προκόπιος ὁ Καισαρεύς; между 490 и 507 — после 565) — византийский писатель; секретарь полководца Флавия Велизария. Английские переводы его многотомного труда «О постройках» (De Aedifici 5:6), см. John Wilkinson, Jerusalem Pilgrims before the Crusades, rev. ed. (Warminster: Aris and Phillips, 2002), pp. 124–128, а также Procopius VII, H.B. Dewing, trans., Loeb Classical Library (Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1940), pp. 342–349. Русский перевод Главы 6 Книги 5 (о строительстве в Иерусалиме) см. в https://azbyka.ru/otechnik/6/o-postrojkakh/5.
  3. Кирилл Скифопольский – автор Жития св. Саввы и ряда других палестинских святых
  4. Карта из Мадабы (Медвы) или Мадабская карта — мозаичная карта-панно на полу Георгиевской церкви в городе Мадаба (Иордания). Представляет собой изображение Святой земли, от Леванта на севере до дельты Нила на юге, созданное византийскими мастерами между 543 (год освящения храма Неа) и 570 гг. Карта была заново открыта в 1894 году при строительстве современной церкви на месте более древней, относящейся к правлению Юстиниана I или Юстина II.
  5. “גוטפלד, אורן, הקארדו וכנסיית הניאה בגבעה הדרומית מערבית של ירושלים: ניתוח סטראטיגרפי ואדריכלי, [חמו”ל], ירושלים, 20007”
  6. Описание Второго храма, времён его разрушения римлянами (храма Ирода), сделанное И. Флавием в книге «Иудейские древности» (кн. 15, гл. 11), см., к примеру, здесь: https://mesto.org.il/2010-12-26-19-03-46. Своды платформы Храмовой горы можно видеть в её юго-восточной части, известной как «конюшни Соломона», где когда-то показывали место Рождества Христова, а с 1996 года открыта мечеть эль-Марвания (al-Marwani). О других сводах под платформой остаётся только догадываться, поскольку владеющие горой с VII века мусульмане препятствуют работе археологов.
  7. Х. Амицур (1996) также предположил, что измерения Неи указывают на размеры в 200 х 100 королевских локтей, в соответствии с пророчеством Иезекииля о будущем Храме. (Иез. 40).
  8. Книга Царей (ивр. ‏סֵפֶר מְלָכִים‏‎, Сефе́р млахи́м), две книги (I Цари,מְלָכִים א׳ и II Цари, מְלָכִים ב׳) канонической еврейской Библии, завершающие цикл ранних пророков. В Септуагинте и следующем ей православном каноне, а также в Вульгате и Пешитте это III и IV Книги Царств. Книга Царей — это единое историческое повествование, которое охватывает период приблизительно в 400 лет (960-е гг. до н. э. — 561 г. до н. э.)
  9. Michel Tarchnischvili, ed., Le Grand Lectionnaire de l’Église de Jérusalem (Ve–VIIIe siècle), Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium (Corpus SCO), vol. 18 (Louvain/Leuven: Secrétariat du Corpus SCO, 1959–1960), pp. 188–189; 204–205.
  10. Charles Warren, Plans, Elevations, Sections &c., Shewing the Results of the Excavations at Jerusalem (Palestine Exploration Fund: London, 1884), pl. 26.
  11. Хосров II Парвиз (пехл. husraw, xusrav {hwslwb’} ‘с доброй славой’ от авест. hu-śraųah- ‘известный, знаменитый’, букв. ‘имеющий добрую славу’; перс. خسرو‎ [Xusraw]) — известный по иранским источникам под эпитетом «Апарвез» или упрощённо «Парвез» (перс. پرویز‎ от пехл. Parvēz — «Победоносный»; 570 — 628) — шахиншах из династии Сасанидов, правивший Ираном с 591 до 628 года, последний великий сасанидский император. Внук Хосрова I Ануширвана и сын Ормизда IV, правнук тюркского кагана Истеми Кагана. Один из самых известных шахов Ирана.
  12. См., напр., Иером. Дионисий (Шлёнов). Антиох Стратигий // Православная энциклопедия. – http://www.pravenc.ru/text/115788.html. В BAR, 2008 говорится и о сохранившейся латинской версии: Gérard Garitte, ed., Expugnationis Hierosolymae D. 614, 2 vols., Corpus SCO 340–341, 347–348; (Louvain/Leuven: Peeters, 1973–1974), 102 (Arabic); 68 (Latin).
  13. См. Bartolomeo Pirone, ed., Eutichio, Patriarca di Alessandria (877–940), Studia Orientalia Christiana-Monographiae (Jerusalem: Studium Biblicum Franciscanum, Franciscan Printing Press, 1987).
  14. Есть местная легенда о том, когда в конце VII века сарацины собрались строить на Храмовой горе мемориал Купол Скалы, то правителю приснился сон, повелевающий взять для его основания камень с ближайшей горы, и это были развалины церкви Неа. По преданию, в церкви Неа хранились сокровища иудейского Храма, возвращённые Юстинианом из Карфагена, и персы, не найдя богатств, разрушили её, чем впоследствии и воспользовались арабы.
    На наш взгляд, в легенде очень много неувязок. К тому же, Прокопий ничего не говорит о сокровищах. Однако, нельзя исключать возможные ремонты храма в VII-VIII веке, в результате чего отдельные каменные блоки могли оказаться на Храмовой горе.
    К сожалению, до сих пор не сложился единый список Палестинских землетрясений, по которому бы сошлись мнения сейсмологов, археологов, византистов и др. Варианты такого списка, на наш взгляд неполные, приведены в http://urantia-book.org/archive/graphics/palestine-seismic-events.htm, Kenneth W. Russel (1985) и др.
  15. Описание очевидно относится к церкви Неа, поскольку в отчёте перечислены размеры четырех больших храмов, стоявших поблизости: самой Неа Теотокос, комплекса вокруг Гроба Господня, Вифлеемской базилики и Святого Сиона.

Источники:

  1. Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима/ Пер. И. Тарнавы-Боричевского. Ред.: Н. Я. Марр // СПб, 1909. – http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Stratig/text.phtml?id=51.
  2. Беда Достопочтенный. «О святых местах». Пер. А. Ю. Тоскина. Текст воспроизведён по изданию: Трактат Беды Достопочтенного «О святых местах» // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, № 3:4 (30). 2012. – https://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopochtennyj/o-svjatyh-mestah/#sel=11:1,11:3
  3. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга 15. Глава 11– http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/15.html.
  4. Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем местах, первой половины IX века / Изд., пер., предисл. и коммент. В. Г. Васильевского. // ППС. Т. 4. Вып. 2, 1886.
  5. Попов И. Н., Кузенков П. В. Ираклий // Православная энциклопедия. – http://www.pravenc.ru/text/673855.html#part_8.
  6. Прокопий Кесарийский. О постройках (DE AEDIFICIIS). Кн. 5. / Пер. С. П. Кондратьева // Вестник древней истории, № 4 (9). 1939. – http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop_3/text5.phtml?id=12599.
  7. Путник Антонина из Плаценции (Antonini Placentini Itinerarium). Изданное, переведённое и объяснённое И. В. Помяловским // Православный палестинский сборник. Вып. 39. СПб. 1895. – http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/VI/560-580/Antonin_Placentia/text.htm.
  8. Феодосий. О местоположении Святой Земли (Описание Святой Земли, De Situ Terrae Sanctae). Изданное, переведённое и объяснённое И. В. Помяловским // Православный палестинский сборник. Вып. 28. СПб. 1891. Начало 6 в. – http://yakov.works/acts/06/1/feodos.htm.
  9. Фока И. Сказание вкратце о городах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о Святых местах Палестины (1185 г.) – По изданию: Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины конца XII в. // Правосл. палестинский сборник. Вып. 23. СПб., 1889. – http://palomnic.org/xm/history/foka.
  10. Хождение Стефана Новгородца / Подготовка текста, перевод и комментарии Л.А.Дмитриева. Электронная версия. URL: https://www.webcitation.org/654o6ncYu?url=http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4970.
  11. Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину / Подготовка текста, перевод и комментарии Н. И. Прокофьева. // Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. М. Советская Россия. 1984. – http://vostlit.narod.ru/Texts/rus2/Hozenija/XV/Zosima/text.htm.
  12. Antiochus Strategos. The Capture of Jerusalem by the Persians in 614 AD / Eds. F.C. CONYBEARE // English Historical Review 25 (1910), pp. 502-517. – http://www.tertullian.org/fathers/antiochus_strategos_capture.htm.
  13. Avigad Nahman. A Building Inscription of the Emperor Justinian and the ‘Nea’ in Jerusalem. // Israel Exploration Journal 27 (1977), pp. 145–161.
  14. Avni Gideon. The Persian Conquest of Jerusalem (614 c. e.). — An Archaeological Assessment. // Bulletin of the American Schools of Oriental Research (BASOR), No. 357 (February 2010), pp. 35-48 – https://www.academia.edu/7363427/Avni_Persian_Conquest_BASOR_357_1_
  15. Ben-Dov, Meir. “Found After 1400 Years—The Magnificent Nea,” Biblical Archaeology Review 3, no. 4 (1977): 32–36. – https://www.baslibrary.org/biblical-archaeology-review/3/4/6.
  16. Brandfon, Fredric R. “Did the Temple Menorah Come Back to Jerusalem?” Biblical Archaeology Review 43, no. 5 (2017): pp. 40–49,70. – https://www.baslibrary.org/biblical-archaeology-review/43/5/4.
  17. Hagi Amitzur. Justinian’s Solomon’s Temple in Jerusalem. / Marcel Poorthius and Chana Safrai, eds. // The Centrality of Jerusalem: Historical Perspectives (The Hague: Kok Pharos, 1996), pp. 160–175.
  18. Israel Seismic Activity Since the Times of Jesus (1994). – http://urantia-book.org/archive/graphics/palestine-seismic-events.htm.
  19. Murphy-O’Connor J. The Holy Land: An Oxford Archaeological Guide (Oxford Archaeological Guides), Fifth Edition, OUP Oxford, 2008, 544 pp. – ISBN: 978-0199236664.
  20. “The Nea Church,” Biblical Archaeology Review 34, no. 1 (2008): pp. 51–55, 58–59. – https://www.baslibrary.org/biblical-archaeology-review/34/1/14
  21. Russell Kenneth W. The Earthquake Chronology of Palestine and Northwest Arabia from the 2nd Through the Mid-8th Century A. D. // Bulletin of the American Schools of Oriental Research (BASOR), No. 260 (Autumn, 1985), pp. 37-59 (23 pages). – https://www.jstor.org/stable/1356863.
  22. The survey of western Palestine: memoirs of the topography, orography, hydrography, and archaeology / Edited by C.R. Conder and H.H. Kitchener. III – PEF, 1883. – https://archive.org/stream/surveyofwesternp03conduoft#page/n5/mode/1up
  23. Wilkinson John, Jerusalem Pilgrims Before the Crusades (Middle East Studies), Revised Edition, Liverpool Univ. Pr., 2002, 350 pp. – ISBN: 978-0856687464. – https://www.scribd.com/document/352275330/John-Wilkinson-Jerusalem-Pilgrims-Before-the-Crusades.
  24. Wilkinson, John, Joyce Hill and W. F. Ryan, eds., Jerusalem Pilgrimage, 1099-1185. Hakluyt Society Second Series Volume 167. Hakluyt Society, 1988, 384 p. – ISBN: 0-90418-021-2.
  25. The Church of the Seat of Mary (Kathisma), Israel Ministry of Foreign Affairs (1999) – https://mfa.gov.il/mfa/israelexperience/history/pages/the%20church%20of%20the%20seat%20of%20mary%20-kathisma-.aspx
  26. In Wilkinson John, Jerusalem Pilgrims Before the Crusades (Middle East Studies), Revised Edition, Liverpool Univ. Pr., 2002, pp. 103-116. – ISBN: 978-0856687464. – https://www.scribd.com/document/352275330/John-Wilkinson-Jerusalem-Pilgrims-Before-the-Crusades

Страница в последний раз отредактирована 17 августа 2019 года