Кесария (Caesarea Maritima)

Кесария и ее порт впервые упоминаются в 259 г. до н. э., когда город принадлежал Птолемеям. Кесария носила название Стратонова Башня (в талмудической литературе — Мигдал Шаршан) по имени основателя города по имени Стратон (точнее, Абд-’Аштарта, т.е. «слуга Астарты»), сидонского правителя IV в. до н.э. Около 103 г. до н. э. город был захвачен правителем Иудеи из Хасмонейской династии Александром Яннаем и входил в состав царства хасмонеев вплоть до восстановления городской автономии римским генералом Гнеем Помпеем. Короткое время город находился во владении Клеопатры VII, а затем, после битвы при Акциуме1 (31 г. до н.э.), передан в то время ещё консулом Октавианом Августом Ироду Великому, правившему Иудеей де юре с 40 г. до н.э.

Ирод сделал из Стратоновой Башни образцовый греко-римский портовый город и переименовал в Кесарию, продемонстрировав преданность римскому цезарю, новому покровителю. Кесария состояла из двух частей: сухопутного города под названием Кесария и искусственной гавани, именовавшейся Себасте (жен. род от Sebastos – почётный, великий, греческого аналога латинского Augustus). На преимущественно песчаной береговой линии Палестины практически отсутствуют естественные гавани и удобные якорные стоянки, поэтому Кесария быстро стала важнейшим портом, конкурентом Александрии. Её закрытая гавань могла вместить примерно сто кораблей; здесь суда могли пережидать зимнюю непогоду, не опасаясь ни волн, ни песка. Вход в гавань находился со стороны, противоположной господствующим течениям. Для постройки волноломов Ирод выводил в море и топил деревянные баржи, гружёные камнем, смешанным с гидравлическим бетоном на основе вулканического пепла. Смесь твердела в морской воде, и такой фундамент становился основой для строительства стен.

Кесария служила транзитным портом, прежде всего — для транспортировки на запад солей и асфальта/битума Мёртвого моря, и пряностей Аравийского полуострова. Для развлечения местной элиты, зимовавших моряков и городских гостей Ирод построил в Кесарии второй в мире каменный театр на 4  тыс. зрителей, ипподром на 10 тыс. человек, позже перестроенный в амфитеатр и многое другое. Себе правитель соорудил т.н. «дворец на рифе», во внутреннем перистильном дворике которого, окружённом колоннадой, был бассейн, и всё это великолепие омывалось морской водой. Именно Кесария была столицей Палестины во время жизни Иисуса Христа, а с конца IV века являлась столицей византийской провинции Палестина Прима (Palaestina Prima).


План иродианской Кесарии (J. Magness, 2019,слева). Объекты национального парка Кесария (справа)

Население Кесарии состояло наполовину из язычников (греков и эллинизированных чужеземцев), наполовину из евреев. Разногласия между разноплеменными частями городского населения по поводу гражданских и муниципальных прав часто приводили к конфликтам, выливавшимся иногда в вооруженные столкновения.

В 6 году н. э. значение Кесарии выросло.  Сын Ирода I Архелай, ранее назначенный тетрархом Иудеи, был отстранён  от власти после того, как в Рим явилась депутация иудейской и самаритянской элиты с жалобами на его жестокость и злоупотребления. Архелай немедленно был вызван в Рим, лишён власти и сослан в Вьенну в Галлии, где, по сообщению историка Диона Кассия, жил до конца жизни. Именно тогда Кесария становится резиденцией римских прокураторов Иудеи, за исключением короткого царствования Агриппы I (41–44 гг. н.э.).

Агриппа, внук Ирода I и Мариамны Хасмонейской, сын Аристобула IV и Береники, родился в Кесарии, но вырос в Риме и был личным другом будущего императора Гая (Калигулы, прав. 37 – 41 гг.). В 37 г. он получил от Калигулы титул царя и тетрархию Ирода Филиппа, сына Ирода I и Клеопатры Иерусалимской, и Лисания — Башан, Голан, Аргов и Авел, а в 39 г. — тетрархию Ирода Антипы, сына Ирода I и самаритянки Малтаки — Галилею и Перею. В 41 г., после убийства Калигулы и прихода к власти Клавдия, Агриппа получил также Иудею и Самарию и стал правителем всей территории, которой владел его дед. Римское наместничество в Иудее было на время отменено. Агриппа I пользовался фантастическим успехом у евреев, хотя вырос в Риме и не был соблюдающим евреем. К примеру, на большинстве его монет есть человеческие изображения, включая Гая, Клавдия, его самого, и даже языческие храмы и божества. Статуи его совсем юных дочерей были выставлены в Кесарии и Самарии-Себастии (Древн., Кн. 19, Гл. 9:1). Однако христианская традиция описывает Агриппу I как гонителя Церкви.

По грустной иронии Агриппа I умер во время пребывания в Кесарии; возможно, он был отравлен римлянами, опасавшимися его популярности среди населения. После смерти Агриппы в Иудее было восстановлено римское наместничество.

В Кесарии примерно два года находился в заключении апостол Павел, позже отправленный в Рим для суда и казни (Деян. 23:23-24, 33). В это же время в Кесарии появляются первые христиане (Деян. 21:8, 15-16). В расположенной в 60 км южнее Кесарии Иоппии / Яффе апостол Пётр крестил римского воина из Кесарии, известного как Корнилий сотник (или центурион, Деян. 10:1-48). Согласно Новому Завету, Корнилий был «благочестивый и боящийся Бога» человек. Однажды к нему явился ангел, сказавший: «молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром» (Деян. 10:4-5). Корнилий выполнил указание ангела и после проповеди Петра в его доме крестился. По церковному преданию, Корнилий первым из язычников стал христианином, он разрушил языческий храм в городе Скепсии2 (Малая Азия), после чего жил в этом городе и скончался там в глубокой старости, обратив ко Христу всех жителей-язычников.


Схема римского театра (слева). Разрушение языческого храма Корнилием сотником (Минологий Василия II, 979-989 гг., Википедия, справа)

Иудейская война I (66-73 гг.) вспыхнула в Кесарии в результате столкновений между евреями и язычниками. Веспасиан сделал Кесарию штаб-квартирой своих операций против восставших. В ходе этой войны еврейское население города было частью уничтожено, остальные покинули город. После восстания Веспасиан возвел Кесарию в ранг римской колонии.

Во время восстания Бар-Кохбы (132–135 гг.) в Кесарии располагалась штаб-квартира римского полководца Юлия Севера. После падения Бетара захваченные в плен руководители восстания, в том числе, рабби Акива, были доставлены в Кесарию и погибли здесь мученической смертью.


Слева направо: схема Кесарии, театр (Gilad Topaz, Wikipedia) и фрагменты найденных скульптур

В III в. Кесария становится центром христианской (Ориген, Евсевий) и еврейской учености. Талмуд упоминает законоучителей, живших в Кесарии, среди них — амора рабби Аббаху.

Наибольшего расцвета Кесария достигает в византийской эпоху. Город значительно разросся, достигнув максимального размера в V-VI веках. Два акведука, Верхний и Нижний, снабжали жителей пресной водой, в дополнение к цистернам-водосборникам, куда стекала дождевая вода.

В Кесарии в 303 г. был казнён вмч. Прокопий Кесарийский, известный также, как Прокопий чтец. Согласно житию, Прокопий родился в Иерусалиме, был поставлен чтецом в церкви Кесарийской, объяснял верующим Слово Божие, переводил Священное Писание на сирийский язык. При жизни исцелял одержимых духом беснования. По приказу наместника Палестины Флавиана. был схвачен и, отказавшись принести жертву языческим богам и императорам, обезглавлен3. Из Кесарии его тело было перевезено в Иерусалим и похоронено в склепе на вершине горы Злого Совещания. Позднее над склепом построили церковь в память о его мученичестве, а склеп с захоронением стал криптой храма. Крипта и остатки византийской церкви сохранились до наших дней и находятся на территории православного монастыря св. Модеста рядом с гостиницей Dan Boutique. К сожалению, этот храм обычно закрыт.

В Кесарии родился и другой Проко́пий Кесарийский (между 490 и 507 — после 565) — историк, секретарь полководца Велизария и автор многих книг с описанием эпохи правления Юстиниана I. Прокопий оставил важнейшее литературное наследие: обширный труд «Войны», панегирический трактат «О постройках» и памфлет «Тайная история», содержащий критику императора и его жены Феодоры. Самым крупным произведением Прокопия является «История войн» в восьми книгах, описывающих кампании Велизария, в которых автор принимал непосредственное участие: «Война с персами», «Война с вандалами» и «Война с готами».


Схема византийских провинций Ближнего Востока в начале V века (By Haldrik, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1472706, слева). Надпись о Тиберии и Пилате (в центре). Бассейн из комплекса византийских бань (справа)

Кесария была последним городом византийской Палестины, павшим под натиском арабских воинов. Это произошло в 640 году после семимесячной осады. Хотя Кесария уменьшилась в размерах после мусульманского завоевания, она оставалась важным торговым центром, о чем свидетельствует большое количество найденной здесь керамики, импортированной со всего Средиземноморья.

В 1101 г. Кесарию захватили крестоносцы, которые укрепили её и сделали резиденцией архиепископа. В городе был воздвигнут собор, и Кесария стала метрополией самого большого из трех феодов, на которые была разделена Палестина. Генуэзцы нашли в городе стеклянный сосуд зеленого цвета и объявили его Святым Граалем, кубком, который Иисус Христос использовал на Тайной Вечере. Кубок был отвезён в Геную и выставлен в храме Сан Лоренцо.

Дважды город был разрушен Салах ад-Дином (в 1187 и 1191 гг.) и частично отстроен рыцарями-госпитальерами в 1218 г. В 1251-52 годах французский король Людовик IX полностью восстановил Кесарию, окружив город высокой стеной и глубоким рвом, через который были переброшены два моста. В эпоху владычества крестоносцев еврейская община Кесарии пришла в упадок; согласно Биньямину из Туделы, в 1170 г. в городе проживало всего 20 евреев.

В 1265 г. Кесарию захватили и разрушили мамлюки Бейбарса. Город оставался в руинах до 1884 г., когда здесь на некоторое время поселились мусульманские беженцы из Мостара (Герцеговина), построившие мечеть в районе бывшего иродианского южного мола гавани. Их место вскоре заняли арабы, которые покинули Кесарию во время Войны за независимость (1948). Несколько потомков мусульманских (или «боснийских») семей из Кесарии и сейчас живут в соседнем городе Хадера4. Семья Ротшильдов способствовала раскопкам и развитию района Кесарии.

В 1961 г. при работах в окрестностях иродианского театра итальянская экспедиция археолога Антонио Фрова обнаружила на каменной ступеньке надпись о Понтии Пилате (префекте Иудеи) и императоре Тиберии.  Очевидно, это были остатки римской стелы I века, которую византийцы через несколько столетий использовали в своём строительстве лицевой стороной вниз. Рядом с театром, возможно, находился певческий театр («одеон»), один из немногих, найденных на Святой Земле.

Огромные загородные виллы, принадлежавшие богатым семьям, были разбросаны среди  сельскохозяйственных полей за пределами Кесарийских стен. Одна такая вилла VI века была случайно обнаружена при раскопках 1950 года к северо-востоку от Кесарии. Она включала роскошную мозаику с медальонами с изображениями экзотических животных, служившую, очевидно, полом большого перистильного двора. Эта мозаика получила известность как «мозаика птиц».

В этом же районе были найдены роскошные термы конца византийского периода, в которых находился бассейн для пресноводной рыбы, которую можно было ловить, готовить и подавать купающимся.


«Мозаика птиц» из перистильного двора виллы, обнаруженной в 1950 году к северо-востоку от Кесарии (описание и фрагмент)

На северо-восточной окраине города среди сельскохозяйственных полей, но внутри стен V в. н. э., находятся остатки амфитеатра. Эта овальная арена использовалась для гладиаторских боев.


Кесария на карте PEF (1882, слева). Одна из римских улиц, параллельных береговой черте (в центре). Северные ворота крестоносцев (справа)

К юго-востоку от иродианского города находился ещё один «адриановский» ипподром на 30 000 зрителей. Он, вероятно, использовался и в византийское время, когда старый иродианский ипподром (а позже амфитеатр) превратился в рынок. «Новый» ипподром мы видим уже на британской карте Фонда исследования Палестины (PEF), выпущенной в 1882 году задолго до начала археологических раскопок в городе.

Вблизи Северных ворот крестоносцев к востоку от стен Национального парка раскопана небольшая мощёная площадка со статуями, возможно – часть комплекса улицы Кардо.


Скульптуры на частично раскопанной улице вне стен национального парка

Расскажем теперь об основных достопримечательностях Кесарии.

Гавань (Себасте)

Гавань Ирода в Кесарии была самой крупной на тот момент искусственной гаванью, когда-либо построенной в открытом море. Она состояла из внешней гавани и меньшей, более защищенной, внутренней гавани, в свою очередь, состоящей из двух частей: внутренней и средней.

Основу гавани составляли два волнолома, выходящих далеко в море. Волноломы защищали суда от морских волн и создавали барьер против преобладающих южных течений, приносящих песок из дельты Нила. По этой же причине южный волнолом, длиной ок. 600 м, был значительно протяжённее северного, длиной ок. 250 м.  Проход через волноломы в порт был с северо-западной, относительно спокойной стороны. Проход в этом месте частично решал и основную проблему древних портов: заиливание/занесение песком. Борьба с заиливанием требовала постоянных дноуглубительных работ, поскольку суда должны были пережидать в гавани период зимних штормов и выходить в путь весной, не оказавшись за это время по палубу в песке.

В раннеисламский период, без регулярной очистки, внутренняя гавань полностью заполнилась наносами, и была застроена. Заиливанию способствовали частые землетрясения и цунами, постепенно разрушившие оба волнолома. Одно из таких цунами, сопутствовавшее знаменитому землетрясению 18 января 749 года, описывает в своей  «Хронике» Антиохийский патриарх XII века Михаил Сириец.

Подводные раскопки в Кесарии показали, что волнорезы были построены с использованием новейших достижений в римской строительной технологии. Ирод импортировал из Италии сухую смесь, своего рода, гидравлический бетон. Этот бетон содержал особый тип вулканического пепла, который позволял смеси затвердевать под водой. Для устройства волноломов инженеры Ирода сооружали огромные деревянные баржи, которые буксировали в открытое море. Бетонную смесь заливали в эту «опалубку», в результате чего она опускалась на морское дно, где бетон затвердевал. Поверх волноломов были построены склады (лат. horrea, ед.ч. horreum) для хранения товаров, привозимых в гавань и вывозимых из нее.

Вход в гавань обозначали башни на концах волноломов. Одна из них выполняла функции маяка и была создана по типу маяка на острове Фарос (Александрия) — одного из семи чудес древнего мира. Кесарийский маяк Ирод назвал Друзион в честь пасынка Августа Друза Старшего (отца императора Клавдия). Склады были и на берегу к югу от гавани, причём один из них в конце I века н. э. был превращен в храм бога Митры: Митреум5.

На морском дне близ кесарийского порта были обнаружены хорошо сохранившиеся остатки грузового судна (длина — 50 м, вес — около 250 тонн), построенного между 22 и 9 гг. до н. э.  А зимой 2015 года израильские дайверы обнаружили на дне гавани клад золотых монет эпохи Фатимидов (X-XII век н.э.). В  общей сложности, клад содержал около 2 тысяч золотых монет разного достоинства: от четверти динара до динара. По мнению Яакова Шербита, начальника отдела морских находок в Управлении древностей (IAA), обнаружение данного клада стало возможным благодаря зимним штормам, размывшим грунт. Речь идёт о крупнейшем кладе золотых монет, когда-либо найденном в Израиле. Дайверы рассказали, что заметили блестящие предметы на глубине около 12 метров. Найденные монеты поначалу показались им похожими на шоколадные обёртки, поскольку были легкими и тонкими. Для выемки клада была организована специальная экспедиция с использованием мини-субмарины и водолазов с металлоискателями.

Очевидно, что клад появился в результате кораблекрушения. Затонувшее судно могло везти налоговые сборы в Египет или, к примеру, доставлять в Кесарию зарплату для гарнизона. Впрочем, такую сумму мог перевозить и корабль, принадлежавший богатому купцу (согл. https://www.newsru.co.il/israel/17feb2015/coins_gold_111.html).

Храмы Кесарии

На искусственной платформе, расположенной на высоком берегу над внутренней гаванью, Ирод построил храм, посвященный Роме (божеству города Рима) и Августу – ещё одну демонстрацию верности своему покровителю. Архитектурный стиль храма, как и стиль подобного же храма в самарийской Себастии, можно условно назвать «итальянским», а не греческим. Храм стоял на высоком подиуме и доступ к нему по ступенькам был только с одной (западной) стороны. Портик был обращён к гавани и Риму, что создавало осевую и фронтальную направленность, отличающуюся от греческих храмов. Немногочисленные найденные фрагменты свидетельствуют о том, что храм был построен из куркара – местного прибрежного песчаника, своего рода окаменевших дюн6 – покрытого лепниной. Капители колонн были коринфскими.

Реконструкция Иерусалимского храма была мотивирована искренним или напускным благочестием Ирода, а также его политическими соображениями: попыткой завоевать лояльность еврейского населения. Точно так же, строительство храма в Кесарии было призвано продемонстрировать его преданность Риму. Другие храмы, посвящённые Августу и Роме, Ирод возвёл в Самарии/Себастии и Баниасе.

Находки, в частности, статуи, обнаруженные в Кесарии, указывают на то, что здесь были и другие храмы, места которых нам неизвестны. Так, в июне 1961 года, в рамках итальянской экспедиции доктора Антонио Фрова, археолог Мария Тереза Канивет (Maria Teresa Canivet, 1927-1982) нашла камень, вторично использованный в IV веке, как ступенька лестницы в строении, возведённом за сценическим экраном (лат. scaenae frons).


Реконструкция византийского храма-мартирия в Кесарии (слева). Остатки собора времён крестоносцев (в центре). Пример ранневизантийской «медальонной» капители (Negev Museum in Be’er Sheva from Sv. Tarkhanova, p. 493, справа)

На нижней стороне камня была прочитана латинская надпись, относящаяся к святилищу («тибериуму»), посвященному Понтием Пилатом императору Флавию Тиберию. Камень представлял собой известняковую плиту, размером примерно 82×100×20 см, а надпись гласила:

[DIS AUGUSTI] S TIBERIÉUM
[...PONTI]US PILATUS
[...PRAEF]ECTUS IUDA[EA]E
[...FECIT D]E[DICAVIT]7

Эта инскрипция может читаться так:

«Божественному Августу Тиберию… Понтий Пилат…префект Иудеи… посвятил».

Поскольку «Augusti» – это множественное число, то начало надписи можно прочесть и как «Божественным/обожествляемым Августу и Ливии» (отчиму и матери императора Тиберия) или как «[Почитаемым] Богам, Тибериум…».

Скорее всего, плита с надписью была установлена Пилатом в культовом сооружении в честь императора Тиберия. Не исключено, что речь идёт о характерном для Ближнего Востока небольшом открытом храме «калибе», (kalybe, от греч. κάλὑβη – хижина), посвящённому правящему императору, аналогичному обнаруженным в Босре и Филиппополисе (Сирия), а также в Гиппосе-Сусите на Голанских высотах.

Сейчас камень находится в Музее Израиля в Иерусалиме, а в Кесарии выставлена его копия.


Филиппополис (Сирия), реконструкция «калибе» (рис.
E. Ben-Dov. согл. А.Segal, TheKalybe Structures“, p. 99, слева). Посвятительная надпись Понтия Пилата императору Тиберию (в центре и справа)

В бытность Пилата префектом Иудеи8 (26–36 гг. н.э.) дворец и администрация находились в Кесарии. По случаю иудейских (и самаритянских) праздников, сопровождаемых большим скоплением людей, ему приходилось выезжать «в народ». Так, в Иерусалиме он приговорил Иисуса Христа к смерти через распятие. Кесарийская надпись – единственный известный на сегодняшний день артефакт, напрямую связанный с Пилатом, не считая бронзовых монет, которые он чеканил (но не носящих его имя) и перстня-печатки из дешёвого медного сплава, найденного в раскопках Иродиона (1969 г.) и возможно принадлежащего служащему его администрации9.

В V-VI столетиях большинство населения Кесарии составляли христиане. К этому времени храм Августа и Ромы был перестроен в октагональную церковь, посвящённую, вероятно, св. Прокопию, первому христианскому мученику города. В раннеисламский период этот храм был разрушен и на его месте появилась Большая мечеть. По словам археолога С. Тархановой, в Кесарии найдены также две ранневизантийские «медальонные» капители, причём одна из них – в непосредственной близости от октагонального храма. Возможно, они венчали колонны этой церкви.

Крестоносцы воздвигли на храмовой платформе Кесарии Собор св. Петра, остатки которого, в частности, апсиды, сохранились. Храмовая гора в Иерусалиме и храмовая платформа в Кесарии демонстрируют хорошо известный принцип, известный, как «непрерывность культа», который означает, что, как только место становится священным, то имеет тенденцию сохранять свою святость, даже если религии меняются.

Светские постройки

Иродианский «дворец на рифе» (англ. Promontory palace) стоял на естественном мысе, вдающемся в море к югу от гавани и будущего города крестоносцев. Центральным элементом дворца был большой открытый бассейн, окружённый рядами колонн. Это был, своего рода,  скрытый от посторонних глаз «перистильный двор», дополнительно защищённый зданием самого дворца, расположенным к востоку от бассейна. Далее к востоку, как и в случае северного дворца в Масаде, находились склады и здания охраны, позже перестроенные в дворец римских губернаторов.

Территория между городом крестоносцев и дворцом на рифе была заполнена особняками, принадлежавшими римской и византийской элите. Виллы были заброшены после мусульманского завоевания и погребены под песчаными дюнами. Одним из первых, ещё до начала регулярных раскопок города в 1990-е годы, непосредственно к югу от города крестоносцев, было обнаружено здание т.н. «архива», состоящее из семи комнат, окружающих центральный двор. Надписи на мозаичном полу указывают на то, что здесь бухгалтеры налогового департамента вели учёт и контроль. Так, мы видим новозаветную цитату из послания апостола Павла к римлянам (13:3), напоминающую населению о гражданском долге:

«Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее».

Пол соседней виллы был выложен красивой мозаикой, изображающей времена года. В этом же квартале в византийский период были построены большие публичные термы, дворец и базилика (возможно, храм).


Место и реконструкция «дворца на рифе»

Места развлечения и городские стены

Иродианский  ипподром находится на берегу моря к северу от дворца на рифе. С востока он граничит с кварталом вилл, выходившим на него, подобно тому, как  императорские дворцы Палатинского холма в Риме выходили на Circus Maximus.

Ипподром представлял собой длинную узкую арену со стартовыми воротами (лат. carceres) на северной оконечности и закруглением на юге. Ипподром использовался для гонок на колесницах и, вероятно, для соревнований по бегу. В римское время он был перестроен в амфитеатр, где гибли гладиаторы и дикие звери. Сохранилась восточная часть трибун и фрагменты фресок, с изображением соответствующих сцен.

Восточнее, за пределами иродианского города, в годы правления Адриана был построен новый ипподром на 30000 зрителей. Хотя сейчас этот ипподром окружают сельскохозяйственные поля, его очертания хорошо видны на аэрофотоснимках. Сохранились части «спины» (лат. spina) — стены, которая шла посередине ипподрома и вокруг которой мчались лошади и колесницы — остатки трибун, а также каменные монолиты и обелиски.


Вид на Иродианский ипподром с южной стороны (слева). Устройство римского ипподрома (справа)

К югу от дворца на рифе Ирод воздвиг второй в мире каменный театр. Тот, кто видит его сейчас, как правило, не догадывается, что по римским стандартам, он, скорее всего, был крытым. Трибуны театра вмещали более 4000 человек.

Театр и ипподром были неотъемлемой частью элитного квартала Кесарии, включавшего дворцы римских и византийских аристократов. Хотя большая часть города Ирода до сих пор не раскопана, он, скорее всего, имел ортогональную планировку, с сеткой улиц с севера на юг (лат. cardines) и с востока на запад (лат. decumani).

Крепостная стена города Ирода тянулась от двух ещё доиродианских круглых башен на севере до театра на юге.


Стартовые ворота Иродианского ипподрома (слева). Гранитный обелиск в центре ипподрома Адриана (справа)

К V веку была построена новая стена, охватывающая куда большую территорию, что свидетельствует о продолжающемся росте города. После мусульманского завоевания квартал элиты был заброшен и со временем покрылся песчаными дюнами, о чём уже говорилось выше. К периоду крестоносцев поселение охватывало только район храмовой платформы и внутренней гавани.


Публичные термы Кесарии. Фото в центре и справа: https://followinghadrianphotography.com/2016/06/08/caesarea/

На северо-восточной окраине города, среди сельскохозяйственных полей, видны очертания ещё одного амфитеатра. Амфитеатр находится на периферии города Ирода, но внутри стен V века. Овальная арена, вероятнее всего, использовалась для гладиаторских боев.

Водоснабжение Кесарии

У иродианского дворца на рифе находится большой колодец. В колодце были найдены свинцовые пластинки, брошенные туда «на счастье». Однако римские города характеризовались обилием пресной воды, доставляемой с больших расстояний по водоводам (акведукам). Фонтаны украшали улицы римских городов, а вытекавшая из них вода уносила мусор в подземную канализацию. Вода также снабжала общественные и частные бани. В римских акведуках Святой Земли вода иногда текла в составных каменных трубах вверх по склону по принципу U-образного сифона, как, к примеру, в Александрионе/Сартабе и Гиппосе/Сусите. Однако в большинстве случаев движение было естественным: под уклон. В низменных местах для поддержания уровня воды приходилось строить арочные мосты, а если по пути встречались холмы или горы, то водный канал превращался в подземный тоннель. В этом случае к каналу спускались вертикальные колодцы, которые служили для его пробивки и последующей очистки. На наружных участках каналы обычно закрывались каменными плитами, которые периодически снимались, чтобы убрать накопившийся ил.


Римский колодец (слева). Верхний (1, 6, 8, 12) и Нижний (7, 12) акведуки Кесарии (согл. Ts
vika Tsuk, 2014, Avigdor Orgad Maps, справа)

В Кесарию вели т.н. Верхний и Нижний акведуки, которые неоднократно ремонтировались. Верхний акведук иногда называют «двойным» из-за пристроенной к восточной, более ранней, ветке более поздней, западной, созданной или восстановленной Адрианом в 130-х годах. Первое описание акведуков Кесарии сделано Фондом исследования Палестины в 1870-х годах и опубликовано в 1882 году.  Авторы отчёта британские офицеры-картографы проследили общее направление верхнего акведука от его истока в Эйн Цабарин/Subbarin, расположенного на склонах горы Кармель на высоте около 100 м над у.м., до места к северу от Кесарии, где акведук был разрушен в средние века в результате подъёма уровня моря. Общая длина верхнего акведука составляла ок. 16 км, однако основной объём воды в него давали источники Шуни/Шуми, находящиеся примерно на полпути, в 7 км от Кесарии. Уже тогда стало ясно, что акведук представлял собой сочетание пристроенных друг к другу параллельных линий, западной и восточной. Британцы доказали, что восточная ветка является более древней, что подтвердила итальянская экспедиция 1961 года. Иродианский акведук заходил в город с севера как канал, проходящий под воротами между двумя круглыми башнями. По мере роста населения росла и потребность в воде. Во II веке Адриан удвоил количество воды, построив западную линию параллельно линии Ирода.


Верхний («двойной») акведук. Фото в центре: Following Hadrian, 2015

На акведуке Адриана обнаружено несколько посвятительных надписей, оформленных в виде Tabula Ansata10 с упоминанием инженерных частей (лат. vexillationes) четырёх римских легионов. Пять надписей относятся к Legio X Fretensis, две — к Legio VI Ferrata, одна — к Legio XXII Deiotariana и еще одна — к Legio II Traiana Fortis11.

Иосиф Флавий не пишет о водоснабжении Кесарии, однако мы можем получить некоторую информацию из его слов о городской канализации, которая была построена таким образом, что океан вымывал мусор из-под улиц:

«Подземные его (города, ИЦ) каналы и ходы были не менее грандиозны, чем наружные сооружения. Некоторые из них, отделенные друг от друга равными промежутками, тянулись вплоть до самого моря. Всех их перерезал один большой канал, куда стекались дождевая вода и нечистоты; а так как он выходил в самое море, то волны морские проникали сюда извне и очищали таким образом весь город» (Древн., Кн. 15, Гл. 9:6).

Судя по этому фантастическому описанию сам Флавий в Кесарии, как и к примеру в Масаде, не был.


Национальный парк «Нахаль Таниним»: схема местности, часть Нижнего акведука и плотина

В IV веке в Кесарии был построен Нижний (т.е. более низкий) акведук. В отличие от верхнего, этот водовод берёт начало в болотистой дельте ручья Таниним («Крокодилового», ивр. Нахаль Таниним), то есть всего в 5 км к северу от Кесарии. При создании водовода ручей был перекрыт плотиной, после чего поднявшаяся вода была отведена в искусственный канал. Возведение арочного моста здесь не требовалось – канал проходил чуть выше уровня земли. На ответвлениях ручья были построены водяные мельницы, остатки которых сохранились. Мельницы прекратили свою работу только в османский период.

Если опустить строительство обычных для того времени подземных цистерн для сбора дождевой воды, то этапы развития водоснабжения города можно изложить так:

  1. Строительство восточной линии верхнего акведука в конце I века до н.э. Иродом Великим или в нач. I века н.э. римскими губернаторами.
  2. Строительство западной линии верхнего акведука позднее
  3. Восстановление западной линии верхнего акведука инженерными частями римских легионов (ок. 132-134 гг.).
  4. Ремонт верхнего акведука в конце IV века, возможно, после повреждений, нанесённых цунами 306 г. и землетрясением 363 г.
  5. Строительство нижнего византийского акведука в конце IV века
  6. Ремонт верхнего акведука в годы правления императора Юстиниана I (середина VI века).


Национальный парк «Нахаль Таниним»:  водохранилище, остатки мельниц и их реконструкция

В XI веке или незадолго до этого участок верхнего акведука к северу от Кесарии был разрушен в результате подъёма уровня моря, и сейчас на его месте мы видим мелкий морской залив.

Иродианская Самария/Себастия – сухопутная «сестра» Кесарии

Самария – древняя столица израильских царей – находится примерно в 10 км к северу от «проблемного» палестинского Шхема/Сихема/Наблуса. К началу правления Ирода Великого Самария, как и приморская Кесария, была нееврейским городом. Как и Кесарию Ирод перестроил Самарию (ок. 25 г. до н.э.) после сражения при Акциуме, назвав Себастией (Sebaste) в честь императора Октавиана Августа (греч. Себастос— эквивалент латинскому Аугустус). На вершине акрополя Самарии Ирод возвёл храм в итальянском стиле, посвященный Роме и Августу; подобный же возвышался над внутренней гаванью Кесарии.

Примерно в 60-62 гг. н.э. в Кесарии находился под арестом апостол Павел, и отсюда он был отправлен на суд в Рим. Себастию же ранние христиане связывали с Иоанном Крестителем, который по преданию был здесь заточён, похоронен и, возможно, казнён. Однако, согласно историку Иосифу Флавию, Иоанн Креститель был брошен в темницу в крепости Махерон (Machaerus) на северо-востоке Мёртвого моря, и там же казнён по приказу тетрарха Галилеи и Переи Ирода Антипы (Древн., Кн. 18., Гл. 5: 1-2) 12. Эта версия нам кажется предпочтительней, однако руины Махерона, находящегося в горах в безводной пустыне были за пределами досягаемости византийских и средневековых паломников; к тому же, труды И. Флавия они наверняка не читали.


Верхний (слева) и Нижний (справа) акведуки на пляже Кесарии (Following Hadrian, 2015)

В начале IV века Самария стала центром епархии, в V веке в городе южнее акрополя были построены церковь и монастырь. В XII веке за римскими стенами на бывшем кладбище на месте другой византийской церкви стал возводиться латинский собор над предполагаемыми местами захоронения Иоанна Предтечи, а также пророков Елисея (Элиши) и Авдия (Овадьи). В разные века здесь показывали другие могилы и мощи: к примеру, праведных Захарии и Елисаветы, родителей Иоанна. Могила Иоанна Предтечи в Себастии часто упоминается у христианских и мусульманских паломников и путешественников, таких как Феодосий (ок. 530), Аноним из Пьяченцы (ок. 570), Виллибальд (ок. 723), игумен Даниил (1104-06), Иоанн Фока (ок. 1177-1185), Теодорих (1169-72) и многие другие.

Примечания:

  1. Лат. Actiaca Pugna. Последнее великое морское сражение античности между флотами Древнего Рима на заключительном этапе периода гражданских войн. Произошло 2 сентября 31 года до н. э. между флотами Марка Антония и Октавиана Августа. Флотом Октавиана командовал Марк Випсаний Агриппа, союзницей Антония выступала египетская царица Клеопатра. Октавиан одержал решающую победу, достиг безоговорочной власти над Римским государством и в итоге стал первым римским императором с 27 года до н. э. под именем Августа
  2. Скепсия (Skepsis или Scepsis) находилась в Троаде, Малая Азия, на территории современной Турции, около деревни Kurşunlutepe и города Bayramiç, относительно недалеко, — порядка 40 км — от побережья Эгейского моря, вблизи места, где в него впадает пролив Геллеспонт (современные Дарданеллы). Посёлок примечателен прежде всего тем, что в нём ранилась знаменитая библиотека Аристотеля, прежде чем была перевезена в Пергам и Александрию. Есть традиция, по которой Св. Корнилий был первым епископом Скепсиса (Скепсии).
  3. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского (репринт). — Киев: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2004. — Т. XI. Месяц июль. — С. 162—187.
  4. Masada, 2019, p. 79
  5. Митреум, храм, посвященный Митре, ближневосточному божеству, чей культ был особенно популярен среди римских солдат.
  6. Куркар представляет собой продукт перенесенных ветром кварцитовых песков, образовавших дюны во время плейстоцена, которые были сцементированы карбонатами, превратившими их в песчаник (процесс литификации), создавая хребты параллельные берегу. Куркар встречается как на суше, так и под современным уровнем моря, на континентальном шельфе (англ. Вики).
  7. Согл. Studying the historical Jesus: evaluations of the state of current research by Bruce Chilton, Craig A. Evans, 1998, ISBN 9004111425, p. 465.
  8. Praefectus civitatis — губернатор региона, ещё не вовлечённого в фактическую провинциальную администрацию (Wiki)
  9. См. также https://www.biblicalarchaeology.org/daily/biblical-artifacts/inscriptions/pontius-pilate-ring-herodium/ и Shua Amorai-Stark, Malka Hershkovitz, Gideon Foerster, Yakov Kalman, Rachel Chachy, and Roi Porat, “An Inscribed Copper-Alloy Finger Ring from Herodium Depicting a Krater,” Israel Exploration Journal 68:2 (2018), p. 217.
  10. «Ушастая дщица», табличка с ручками в виде ласточкиного хвоста, напоминающая, грубо говоря, конфету в обёртке
  11. Following Hadrian, 2015
  12. По словам И. Флавия (Древн., Кн. 18, Гл. 5: 2: 116-19) казнь Иоанна Крестителя при Ироде Антипе произошла в крепости Махерон (Machaerus), на восточном берегу Мёртвого моря (ср. Матфея 14:1-12; Марка 6:17-29; Луки 3.19-20, 9.7-9). Однако в последующие века появилась традиция, что тело, найденное его учениками, было похоронено в Себастии рядом с пророками Елисеем/Элишей и Авдием/Овадьей (последнего часто путали с управляющим царя Ахава: 3 Царств 18:3); некоторые также считали, что Себастия была местом казни Предтечи. В 361–362 гг., в царствование Юлиана Отступника, мощи Иоанна, Елисея и Авдия, якобы, были вынуты и сожжены. Однако оставшиеся гробницы посещали, к примеру,  в Себастии паломница Эгерия (384) и соратница Иеронима Стридонского Паула (404). См. также Д. Прингл, т.2, 225.

Источники:

  1. Amiran, D.H.K., E. Arieh, and T. Turcotte. “Earthquakes in Israel and Adjacent Areas: Macroseismic Observations since 100 B.C.E.” Israel Exploration Journal 44, no. 3/4 (1994): 260-305. Accessed January 22, 2021. http://www.jstor.org/stable/27926357.
  2. Berlin, Andrea M. “The Rise of the Maccabees,” Biblical Archaeology Review 49.2 (2023): 32–39.
  3. Chapman, Rupert. “Samaria,” Biblical Archaeology Review 43.5 (2017): 24–30, 63.)
  4. The Hadrianic aqueduct of Caesarea Maritima. Following Hadrian, 2015: https://followinghadrian.com/2015/01/05/the-hadrianic-aqueduct-of-caesarea-maritima-israel/
  5. Magness, Jodi.” Masada: From Jewish Revolt to Modern Myth”, Princeton University Press, 2019, 265 pp.
  6. Negev, Avraham. “The High-Level Aqueduct at Caesarea.” Israel Exploration Journal, vol. 14, no. 4, 1964, pp. 237–49. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/27924997. Accessed 29 Oct. 2023.
  7. Pringle, Dennis. (1998). The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: L-Z (excluding Tyre). Vol. II. Cambridge University Press. ISBN 0-521-39037-0.
  8. Reisner, G. A.; C.S. Fisher, and D.G. Lyon (1924). Harvard Excavations at Samaria, 1908–1910. (Vol 1: Text: https://etana.org/sites/default/files/coretexts/17084.pdf, Vol 2: Plans and Plates: https://etana.org/sites/default/files/coretexts/17085.pdf), Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
  9. Smith, M.S., and W.T. Pitard. “The Ugaritic Baal Cycle “. Volume II. Introduction with Text, Translation and Commentary of KTU/CAT 1.3-1.4. (Vetus Testa-mentum, Supplements, 114). Brill Academic Publishers, Leiden-Boston, 2009, 859 pp. ISBN 978-90-04-15348-6. ISSN 0083-5989.8.
  10. Segal, A., The “Kalybe Structures” – Temples for the Imperial Cult in Hauran and Trachon: An Historical-Architectural Analysis, Zinman Institute of Archaeology, Haifa University, 118 pp. – URL: http://arts.tau.ac.il/departments/images/stories/journals/arthistory/Assaph6/04arthursegal.pdf
  11. Tarkhanova, Svetlana. “Early Byzantine “Medallion” Capitals In The Holy Land: Their Context, Stylistic Evolution, And Geographical Distribution”, in Proceedings in Archaeology and History of Ancient and Medieval Black Sea Region, No. 15, Ness Ziona, 2023
  12. The Survey Of Western Palestine: Memoirs of the Topography, Orography, Hydrography, and Archeology / Edited by C.R. Conder and H.H. Kitchener. Vol. II – PEF, 1882: https://archive.org/stream/surveyofwesternp03conduoft#page/n5/mode/1up
  13. Tsuk, Tsvika. Touring Israel’s ancient water systems, from CURA AQUARUM IN ISRAEL II, Schriften der DWhG, Band 21, Siegburg 2014, ISBN 978-3-86948-333-7: https://www.academia.edu/8281110/Touring_Israels_ancient_water_systems.
  14. Wilkinson John, Jerusalem Pilgrims Before the Crusades (Middle East Studies), Revised Edition, Liverpool Univ. Pr., 2002, 350 pp. – ISBN: 978-0856687464.
  15. Wilkinson, John, Joyce Hill and W. F. Ryan, eds., Jerusalem Pilgrimage, 1099-1185. Hakluyt Society Second Series Volume 167. Hakluyt Society, 1988, 384 p. – ISBN: 0-90418-021-2
  16. Житие святаго священномученика Корнилия сотника // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского. / 12 книг. – М.: «Ковчег» 2010. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/780
  17. Иудейские древности : [В 2 т.] / Иосиф Флавий. – М. : АСТ : Ладомир, 2002. (Классическая мысль). / Т. 1: Книга 1-12. – 2002. – 784 с.; Т. 2: О древности иудейского народа (Против Апиона) : Кн. 13-20. – 612 с.
  18. Кесария. Электронная Еврейская Энциклопедия: https://eleven.co.il/land-of-israel/geography/12059
  19. Самария. Электронная Еврейская Энциклопедия: https://eleven.co.il/land-of-israel/geography/13667
  20. Самаритяне. Электронная Еврейская Энциклопедия (http://www.eleven.co.il/article/13668)

Страница в последний раз отредактирована 26 ноября 2023 года

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.