15/2 июля, среди прочего, православная церковь отмечает память Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (Константинополь), а также память cвт. Иувеналия/Ювеналия, [первого] патриарха Иерусалимского» (†ок. 458). Обе темы – настоящие пласты истории, поднять которые я не осмелюсь, но несколько комментариев сделаю. К примеру потому, что именно во Влахерне планировалось установить для поклонения Гроб Богородицы и архиеп. Иувеналий должен был его туда доставить.
Напомню, что Влахернский комплекс, включавший знаменитый храм, источник, бассейн Айон Лусма (гр. ἅγιον λοῦσμα, «святая купель»), реликварий Айя Сорос (гр. αγία σορός, «св. реликварий») и др., возводился десятилетия (до, во время и после эпохи Юстиниана Великого) и не сохранился до наших дней. Он пострадал в годы иконоборчества, был разграблен крестоносцами и окончательно сгорел в 1434 году.
До конца XII века риза оставалась во Влахернах о чём говорит, в частности, «Хожение» Добрыни Ядрейковича (архиеп. Антония), примерно того же времени. В XIV веке о её пребывании «на месте» свидетельствовали Стефан Новгородец:
«И оттоле идохом в Лахерну, в церковь святыя Богородица идѣже лежить риза и поясъ, и скуфия, иже бѣ на главѣ ея была. А лежит въ олтари на престолѣ, в ковчезѣ запечятано тако же, яко же и Страсти Господни, еще и твержи того: приковано желѣзом, ковчег же сътворенъ от камени хитро велми. И цѣловахомъ. Ту лежит святы Патапей и святая Анастасия и святаго Пантелѣймона мощи, цѣловахом»,
и митрополит Киевский и всея Руси Пимен, хотя нам не очень верится, что такая святыня пережила разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 году и не была вывезена на Запад.
Где сейчас находится риза — неизвестно. Её (или её фрагменты) показывают в России (Ковчег Дионисия, Кремль), в Латеранской базилике Рима, во Влахернской церкви в Зугдиди и ряде других мест.
С архиеп. Иувеналием мы, образно говоря, встречаемся на Святой Земле на каждом шагу. В особенности, это касается монастырей Иудейской пустыни и их знаменитых насельников. Вот, к примеру, отрывок из жития Евфимия Великого:
«И так он (св. Евфимий, ИЦ) устроил это место, как лавру, по образцу Фаранской. И сошел в лавру архиепископ Ювеналий, имея с собою иже во святых Пассариона, бывшего тогда хорепископом и архимандритом монахов, и освещенного Исихия, пресвитера и учителя церкви…» (Житие, 26)
Кстати, и о преп. Пассарионе (24/11 августа) нам есть, что добавить. В раскопках на Сионской горе (2021), где автору довелось принять участие, на территории, расположенной между лютеранским кладбищем и Дормиционом были найдены остатки византийского монастыря с хозяйственными постройками (большое количество керамики) и фрагментами мозаик. Где-то в районе Сионской горы и располагался монастырь, устроенный Пассарионом, фигурирующий в сирийском житии Петра Ивера, пера Иоанна Руфа:
«(§52) Блаженный Пассарион, сей великий любящий нищих и странников, кроме прочих своих богоугодных добродетелей и праведных дел, построил дом для бедных вне восточных ворот города для упокоения и утешения тех, чьи тела ужасно страдали от слабости. Он также воздвиг внутри [городских] стен святого Сиона большой и благообразный монастырь для служения и для пения [псалмов] тех, которые постоянно и непрестанно славят Господа. Когда [Петр] увидел это [основанное Пассарионом], то возжелал стать подражателем этого добра. Он решил, что с помощью Господа построит дом и поставит там некоторое количество святых монахов, чтобы славить Господа» (пер. автора)
К слову, в православном грузинском житии XIII века – переведённом на русский и широко распространённом, о монастыре ничего не сказано. К сожалению, участок раскопок – это территория иешивы, и дальнейшие исследования здесь вряд ли возможны. Материалы раскопок, насколько нам известно, пока не опубликованы.
Теперь вернёмся к свт. Иувеналию, архиеп. Иерусалимскому (с 422); первому предстоятелю Иерусалимской Православной Церкви, официально носившему титул патриарха; участнику Вселенских Соборов в Эфесе 431 г. и в Халкидоне 451 г., а также возглавлявшего палестинскую делегацию на II Эфесском «разбойничьем» Соборе 449 г. О жизни Иувеналия до епископской хиротонии почти ничего не известно, а о его колебаниях между православием и монофизитизмом обстоятельно рассказывает православная энциклопедия. Мы же остановимся только на эпизоде, когда деятельная сестра императора Феодосия II (†450) Пульхерия потребовала от Иувеналия доставить в Константинополь Св. мощи и гроб Богородицы.
Современная часовня и св. источник (1867) на месте Влахернского храма
Источником данной «сенсации» является «История Евфимия» (Εὐθυμιακὴ ἱστορία), книга III, глава 40. Эта «История» была вероятно создана в Палестине в VI в. и до нас не дошла. Однако в середине VIII века на интересующий нас фрагмент ссылается прп. Иоанн Дамаскин († до 754) в п. 18 «Второй гомилии на Успение Богородицы» (иначе именуемой «Второе Похвальное Слово на Успение Богоматери»). Эта гомилия присутствует в Греческой патрологии (Patrologia Graeca 96.7471, которая есть в сети). На русский же язык она переведена, к примеру, свящ. Максимом Козловым (1997). А теперь приготовьтесь к долгому чтению:
«И что это [действительно] было так, о том в Евфимиевой Истории, книге III главе 40 дословно записано следующее:
“Выше было сказано, что в. Константинополе многие Христовы церкви воздвигла Св. Пульхерия. Одной из них является и церковь, построенная во Влахернах в начале царствования блаженной участи Маркиана. Когда [император и императрица] воз двигали там священный дом Всепетой и Всесвятой Богородице и Приснодеве Марии и украшали: его всяческими украшениями, то искали всесвятое и богоприемное Ее тело. И, призвав Иерусалимского епископа Ювеналия и палестинских епископов, проживавших тогда в царствующем граде по причине проходившего Халкидонского Собора, говорят им: “Мы слышали, что в Иерусалиме есть первый и особенный храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии в селении, называемом Гефсимания, где Ее живоносное тело было положено во гробе. Поэтому мы хотим перенести сюда эти останки под охрану царствующего града”.
В свою очередь Ювеналий отвечал: “В Святом и Боговдохновенном Писании не передается ничего о кончине Пресвятой Богородицы Марии. Однако из древнего [и] достовернейшего предания мы узнали, что во время Ее Славного Успения все святые Апостолы, которые были рассеянные по вселенной для спасения народов, в мгновение по воздуху были собраны в Иерусалим и, когда были поблизости, им явилось видение ангелов и стало слышно Божественное пение высших сил. Так с божественной и небесной славой [Пресвятая Богородица] предала. Свою святую душу в руки Божий неким неизреченным образом. Богоприемное ее тело, вынесенное я погребенное с ангельским и апостольским пением, было положено во гробе в Гефсимании. И [на]. этом месте три дня продолжалось непрерывное ангельское пение. Когда же через три дня ангельское пение прекратилось, то апостолы открыли гроб, поскольку один из них, отсутствовавший и прибывший после третьего дня, пожелал поклониться богоприемному телу. Но они не смогли найти Ее всепетое тело, так что, обретя лишь лежащие погребальные одеяния и исполнившись [исходящего] от них несказанного благоухания, они закрыли гроб. Пораженные чудом таинства [апостолы] только и могли подумать, что Бог Слово и Господь Славы, благоволивший воплотиться по ипостаси и вочеловечиться от Нее и родиться по плоти, а после рождества сохранивший невредимым Ее девство, Сам благоволил и после отшествия Богоматери почтить Ее чистое и незапятнанное тело нетлением и перемещением прежде общего для всех воскресения.
Присутствовали там вместе с апостолами святейший Тимофей, [сам] апостол и первый епископ Эфесский, и Дионисий Ареопагит, как он сам свидетельствует в обращенных к упомянутому Тимофею книгах о блаженном Иерофее, который также там тогда пребывал, в следующих словах:
“В присутствии боговдохновенных иерархов наших, как ты знаешь, и мы, и он, и многие из священных братьев наших собрались, чтобы видеть живоначальное и богоприемное тело. Присутствовали Иаков, брат Господень, и Петр, глава и старейшина богословов. Затем после лицезрения [тела] было решено, чтобы все иерархи, насколько каждый мог, прославили бесконечно сильную благость богоначальной слабости. После богословов, как ты знаешь, [Иерофей] превзошел всех остальных священнотаинников, весь удаляясь, весь выходя из себя и испытывая подлинную общность с воспеваемым, так что все, которые его слышали и видели (знали они его или не знали), посчитали его богопросвещенным и божественным песнословцем. Но к чему мне рассказывать тебе, о чем там богословствовалось. Ведь, если я правильно помню, я часто слышал от тебя некоторые части из тех боговдохновенных песнопений”.
Услышав это, цари просили архиепископа Ювеналия прислать им запечатанным тот святой гроб вместе с пеленами и одеждами Славной и Пресвятой Богородицы Марии. И, получив, по ставили [его] в священном храме, построенном [в честь] Пресвятой Богородицы во Влахернах. И это было так» (цит. согл. http://krotov.info/library/05_d/am/damasc2.html).
Фрагмент «о гробе Богородицы» из Второго похвального слова (гомилии) на Успение Богоматери (Греческая патрология 96.747-748)
Даже, если представить, что свт. Иувеналий отправил в столицу империи один из каменных саркофагов, найденных в окрестностях Иерусалима, то остаётся вопрос, почему константинопольские паломники ничего не пишут о Гробе Богородицы во Влахернах.
И ещё. Согласно Иерусалимскому Житию прп. Иоанна Дамаскина (практически общепринятому) последние десятилетия он провёл в лавре прп. Саввы Освященного в двух шагах от Иерусалима. Интересно, что он думал о «могиле в Гефсимании», где по словам относительно близкого к нему по годам жизни епископа Аркульфа (ок. 680), в изложении Адомнана и Беды Достопочтенного (нач. VIII века):
«… есть круглая церковь Святой Марии, разделенная каменными перекрытиями. На верхнем этаже располагаются четыре алтаря, на нижнем – один, с восточной стороны. Справа от нее стоит пустая гробница, в которой, как говорят, некоторое время покоилась Святая Мария, но неизвестно, кто и когда унес оттуда Ее тело. Входящие туда видят лежащий справа камень, на котором, по преданию, молился Господь. Следы Его колен отпечатались, словно на мягком воске»?
(цит. согл. А. Ю. Тоскин. Трактат Беды Достопочтенного «О святых местах»)
Свт. Иувеналий, архиеп. Иерусалимский. Икона. XX в. (Мон-рь Онуфрия Великого, Иерусалим, слева). Мон-рь Онуфрия Великого, Иерусалим — вероятное место захоронения архиеп. Иувеналия (справа)
Примечания:
- Patrologia Graeca (Греческая патрология) — отредактированное собрание трудов Отцов Церкви и различных светских авторов, написанных на греческом койне и византийском (среднегреческом) языке. Состоит из 161-го тома, напечатанных в 1857 — 1866 годах в Католической типографии Миня. Включает восточных Отцов и тех западных авторов, которые писали свои труды прежде, чем латинский язык стал преобладающим на Западе среди христиан в III веке, например ранние авторы, известные как Апостольские мужи, Послания Климента, Пастырь Гермы, Евсевий Памфил, Ориген, Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский и так далее (Вики)
Источники:
- Архиепископ Антоний Новгородский. Книга Паломник // Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12-го столетия. С предисл. и примеч. П. Савваитова. СПб., 1872. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaitov/kniga-palomnik/#sel=1:1,1:3.
- Герасименко Н. В., Орецкая И. А. Иоанн Дамаскин // Прав. Энц. Электронная версия. URL: https://www.pravenc.ru/text/471131.html
- Кирилл Скифопольский. Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого. Часть первая // Палестинский патерик. Вып. 2. С. 1-98. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopolskij/zhitie-izhe-vo-svjatyh-ottsa-nashego-evfimija-velikogo/
- Козлов М., свящ. «Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники». – М: 1997. – 353 с.
- Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников, XII–XV вв. — М.: Наука, 2005. — 438 с.
- Попов И. Н. Иувеналий // Прав. Энц. Электронная версия. URL: https://www.pravenc.ru/text/1237733.html
- Попов И. Н., Бутырский М. Н., Ткаченко А. А. Влахерны // Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Электронная версия, 2009. URL: http://www.pravenc.ru/text/ВЛАХЕРНЫ.html
- Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей / Пер. Я. Н. Любарский. М. Наука. 1992. Электронная версия. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus5/TheophCont/frametexthtm.
- Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви. // Жития святых по изложению свт. Димитрия Ростовского/Июль/2. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Жития_святых_по_изложению_свт._Димитрия_Ростовского/Июль/2#Сказание_о_положени_честной_ризы_Пречистой_Девы_Богородицы_во_Влахернской_церкви
- Тоскин А.Ю. Трактат Беды Достопочтенного «О святых местах» // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2012. Вып. 4 (30). С. 79-87. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopochtennyj/o-svjatyh-mestah/?fbclid=IwAR0Dd9q_g-0-a9BoA5kNUxsSRehIcSbt7xLSTMQIbhR9MYuchCfKxDcenhY#sel=
- Хождение Стефана Новгородца / Подготовка текста, перевод и комментарии Л.А.Дмитриева. Электронная версия. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4970
- Hilary Sumner-Boyd, Freely, John. Strolling Through Istanbul: The Classic Guide to the City. Revised Ed. // Tauris Parke Paperbacks, 2016. 572 pp. ISBN 978-1138983069
- Life of Peter the Iberian in John Rufus: The Lives of Peter the Iberian, Theodosius of Jerusalem, and the Monk Romanus, Edited and Translated with an Introduction and Notes by Cornelia B. Horn and Robert R. Phenix Jr., Atlanta, 2008)
#Христианство #Праздники #СвятаяЗемля #Иерусалим #Иувеналий #Константинополь #Влахерны #Гроб_Пресв_Богородицы
Страница в последний раз отредактирована 16 июля 2022 года