Деревня Буркин (араб. برقين) находится в нескольких километрах юго-западнее Дженина, и примерно в 50 км к северу от монастыря Колодца Иакова в Наблусе (Шхеме, Сихеме). Первоначальным названием села было «Бурсин» (араб. برصين), от «бурс» (ар. برص) – «прокажённый», но со временем Бурсин превратился в Буркин. Согласно христианскому преданию именно здесь Иисус Христос исцелил десять прокажённых, и лишь один из них – иноверец (!) – поблагодарил Его. О факте исцеления рассказывает Евангелист Лука:
Икона Исцеления Десяти Прокажённых (1984)
«Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокажённых, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев [их], Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелён, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя». (Лук.17:11-19)
Северо-западная часть Самарии (включая Буркин)
«Прокажённые «остановились вдали», ибо закон запрещал им приближаться к здоровым людям. То, что Иисус Христос Господь повелел им идти и показаться священникам, означало, что Он Своею чудотворную силою исцеляет от болезни, ибо посылает их к священникам для того, чтобы они, согласно требованию закона, освидетельствовали исцеление от проказы. Покорность прокажённых слову Господа — идти на освидетельствование к священникам — указывает на их живую веру. Получивши исцеление, они, однако, как часто бывает, забыли о Виновнике своей радости, и только один из них, Самарянин, возвратился к Господу, чтобы поблагодарить Его за исцеление. Это показывает, что хотя Иудеи и презирали Самарян, последние оказывались иногда духовно выше их», – говорит архиепископ Аверкий (Таушев).
Смысл библейской истории очевиден: если прокажённые забыли поблагодарить «самого» Иисуса Христа, то и нам следует смириться с тем, что мы не получаем, как нам кажется, «должной» благодарности за наши добрые дела и помощь ближним. Как отмечал игумен одного из армянских монастырей Иерусалима в Наставлениях на Великий Пост 2017 года:
«Христианин не должен искать правды мира сего по отношению к нему. Наоборот, он сам должен жить правдиво по отношению: к Богу; к ближнему; к самому себе. К Богу и ближнему – с любовью. К самому себе – с правдивость души к телу и тела к душе. Дорогие, не обижайтесь, что мир или ближние поступают «неправедно» по отношению к Вам. Смиритесь пред Господом и Он, в своё время вознесёт Вашу правду выше Солнца».
James Joseph Jacques Tissot (1836–1902). The Healing of Ten Lepers (Guérison de dix lépreux), ca. 1886—1994. Фото: Online Collection of Brooklyn Museum
В Буркине проживают примерно семь тысяч жителей, из которых только шестьдесят-семьдесят христиан. Местные мусульмане оберегают и защищают свою маленькую христианскую общину. Жители деревни гордятся православным храмом, известным с IV века. Этот храм перестроен из пещеры, в которой по традиции две тысячи лет назад скрывались прокажённые, и где сохранились отверстия, через которые они получали пищу. Впрочем, нетрудно заметить, что церковь представляет собой перестроенную цистерну-водосборник, к которой, разрушив северную (внешнюю) стену, постепенно пристроили центральный неф и другие помещения, так что остатки цистерны видны теперь только в южном (внутреннем) нефе.
Храм стоит на северном склоне исторического центра деревни с видом на долину (сухое русло) Вади Буркин. Византийская постройка IV века была расширена между VI и IX столетиями. Затем, в эпоху Первого Иерусалимского королевства (XII век) храм был перестроен, окружён каменной стеной, и окончательно завершён в XVIII веке. Церковь обычно называют храмом Исцеления Десяти Прокажённых, Буркинской церковью (Church of the Ten Lepers, Burqin Church, كنيسة برقين) или храмом Св. Георгия (كنيسة القديس جاورجيوس, St. George’s Church).1
Церковь, а также принадлежащие ей заведения (в том числе школа), восстановленные в последние годы, подчиняются Иерусалимскому патриархату при настоятеле Рамаллы Его Высокопреподобии архим. Галактионе. С 2015 года в храме находится на послушании известный израильским гидам по Храму Рождества в Вифлееме греческий монах Виссарион.
Игумен монастыря — монах Виссарион (фото О. Мельник)
Сцена Благовещения на Царских вратах
Исцеление десяти прокажённых (фото О. Мельник)
С восточной стороны к главному храму примыкает небольшая часовня св. Георгия, иногда называемая «пещерой». С часовней, согласно местной легенде и висящей в часовне табличке, связано чудо, явленное святым много лет назад. Раньше здесь находилась первая в Буркине школа. Как-то раз, один из учеников – известный баламут – был в наказание заперт здесь учителем, а сам учитель вместе с другими учениками отправились на прогулку. Обиженный ученик плевался и проклинал наставника – тогда ему явился св. Георгий и обвинил в оскорблении учителя. Святой великомученик сказал провинившемуся, что тот не сможет говорить до тех пор, пока не раскается. Когда учитель и одноклассники вернулись, то увидели, что запертый смутьян онемел. Они спросили у него в чём дело, и тогда он изложил на бумаге то, что с ним случилось и попросил прощения. После этого, к нему вернулся дар речи.
Рассказ о чуде св. Георгия в школе
Во дворе церкви находится спуск (люк) в так называемую «римскую цистерну», в которой, если спуститься по железной лестнице, нетрудно распознать древнюю погребальную пещеру с двумя аркосолиями (лат. arcosolio), арочными нишами над каменными лавками для покойных. Следы штукатурки говорят о том, что впоследствии здесь действительно хранили воду. По-видимому, это самаритянское захоронение времён Второго храма. На наш непрофессиональный взгляд, захоронение напоминает иудейские могилы в долине Еннома и других местах Восточного Иерусалима: арочные ниши слева и справа от входящего. Только вместо обычного входа в гробницу мы видим спуск вертикально вниз. Для того, чтобы понять, что цистерна относится к римскому (или византийскому) периоду не обязательно быть археологом. Самаритяне (и иудеи) не стали бы использовать бывшую могилу в качестве водосборника: ритуальная нечистота (ивр. טומאה, «тумаа») столь важная для них здесь очевидна.
Самаритянская (?) могила во дворе храма св. Георгия
Иудейская могила времён Второго храма в Иерусалиме (часть т. н. пещеры Малого Синедриона)
Примечания:
- Многие христианские храмы на Ближнем Востоке носят имя св. Георгия. Это связано с тем, что он, в какой-то степени, является «общим» святым для христиан и мусульман. В исламе Георгий (Джирджис, Гиргис, Эль-Хадр) одна из главных некоранических фигур, и легенда его весьма похожа на греческую и латинскую. Жил он в те же времена, что и пророк Мохаммед. Аллах послал его к правителю Мосула с призывом принять истинную веру, но владыка повелел казнить его. Его казнили, но Аллах его воскресил и послал обратно к правителю. Его казнили во второй раз, затем в третий (сожгли и пепел бросили в Тигр). Он восстал из пепла, а властитель и его приближенные были истреблены. Житие святого Георгия было переведено на арабский язык в начале VIII века, и под влиянием арабов-христиан почитание святого Георгия проникло в среду арабов-мусульман. В «Чуде об обращении сарацина» говорится о том, как христ. священник дал прочитать сарацину Житие Г. на его родном языке. Житие Г. в апокрифической редакции включено в «Историю пророков и царей» ат-Табари (ум. 923). Согласно этому тексту, Джирджис был учеником одного из апостолов Исы (Иисуса). Царь Мосула, идолопоклонник, подверг Джирджиса пыткам и казням, но Аллах каждый раз воскрешал его. Для него Аллах сотворил множество чудес, связанных с воскрешением людей и животных, что, вероятно, указывает на наличие в сказании о Джирджисе мотивов почитания ближневост. умирающих и воскресающих божеств. В Палестине насчитывается 22 культовых места, имеющие отношение к Г., 5 из которых христианско-мусульманские и 9 мусульманских: участки в мечетях Куббат ас-Сахра (Купол скалы) и аль-Акса в Иерусалиме, ряд местностей в Наблусе (Шхеме), в частности баня, которую, по преданию, святой посещал каждую пятницу, отчего вода в ней в этот день приобретала целительную силу. Наиболее известные христ. церкви и монастыри, посвященные вмч. Георгию (монастырь Мар-Джирджис Хумайра (Сирия), ц. вмч. Георгия в Лидде, монастырь под Бейт-Джалой, у сел. Эль-Хадр, и др.), были центрами паломничества не только христиан, но и мусульман всех толков, от которых даже получали значительные пожертвования. Около пещерной церкви вмч. Георгия к северо-востоку от Бейрута (ныне в черте г. Джуния), согласно местному араб. преданию, произошёл поединок Г. со змеем. На Ближнем Востоке существует почитание Г. под именем аль-Хадр (аль-Хадер, аль-Хадир), к нему обращаются с просьбами о ниспослании дождя, ему дают обеты, испрашивая благополучие близким. Г. особенно почитается в качестве целителя болезней, в первую очередь нервных и психических расстройств. Однако аль-Хадр, к-рому посвящено множество преданий и который считается одним из 4 «бессмертных» наряду с Исой, Ильясом и Идрисом, далеко не всегда и не во всех мусульманских преданиях может отождествляться с Г. (Православная энциклопедия)
Источники:
- Аркосолий. Православная энциклопедия. – http://www.pravenc.ru/text/76082.html.
- Архиепископ Аверкий (Таушев). Исцеление десяти прокажённых. Православие и мир. – 2006. — 14 декабря.–
http://www.pravmir.ru/iscelenie-desyati-prokazhennyx/\ - Божественная литургия в селе 10-ти прокажённых. Иерусалимский патриархат. Официальный информационный сайт. –2013. – 01 марта. – http://www.jp-newsgate.net/ru/2013/03/01/8255
- Георгий. Православная энциклопедия. – http://www.pravenc.ru/text/162188.html.
Страница в последний раз отредактирована 27 мая 2020 года