Мегиддо (Армагеддон, Megiddo)

Национальный парк Мегиддо находится на развалинах одноименного ханаанского города-крепости, в западной части плодородной Изреельской долины, в 35 км к юго-востоку от Хайфы. Оставшийся от древнего города археологический холм (араб., ивр. «тель»), содержащий более 25 культурных слоёв, учёные начали изучать в начале XX в., однако история Мегиддо по-прежнему полна загадок.

Мегиддо господствовал над Изреельской долиной, закрывая с востока Иронский горный проход (араб. Вади Ара), по которому караваны двигались от портов Средиземного моря, – таких, как Дор, – на северо-восток, через Изреельскую, Хародскую и Бейт-Шеанскую долины, до реки Иордан и далее – в Заиорданье и Дамаск. Это была часть знаменитого «пути Приморского» (лат. Via Maris; Ис. 9:1, Мф. 4:15) из Египта в Междуречье. Имя Изреельской долине, отделяющей Галилейские горы на севере от Самарийских на юге, дал находившийся в её центре город Изреэль (букв. «да посеет/засеет/ Господь», 3 Цар. 18:49; 4 Цар. 8–10 и др.). В русском переводе неканонической книги Иудифи название долины звучит, как «Ездрило́н»:

«…и между народами Кармила и Галаада и в верхней Галилее и на великой равнине Ездрилон» (Иудифь 1:8)

Мегиддо стоял на перекрёстке приморского пути и дороги к финикийским торговым городам Тиру и Сидону, тянувшейся на север вдоль восточного подножия хребта Кармель. В южном направлении этот путь вёл к водным источникам Афека – и в наши дни снабжающих водой Иерусалим, – Иерусалиму и Хеврону.

Sea Peoples' Holy Land Settlements 001
Карта поселений центральной части  Святой Земли в эпоху Железного века I (Iron Age I, ок. 1200—1000 гг. до н. э.) (согл. Ephraim Stern)

Мегиддо начал заселяться примерно в 7000 г. до н. э., а доминировать над Нижней Галилеей – в IV тыс. до н. э. (около 3500 г. до н. э.), на заре урбанизации в Леванте. Сотни лет за контроль над городом, горным проходом и Изреельской долиной шли ожесточённые сражения, и её название вошло в пророческую традицию задолго до появления книги Откровений Иоанна Богослова, как например:

 «и будет в тот день, Я сокрушу лук Израилев в долине Изреель» (Ос. 1:5)

У пророка Иезекииля, в  описании сражения с Гогом, под «горами Израилевыми», возможно, подразумевается плато Менаше, у подножия которого стоит Мегиддо, и через которое проходит Иронское ущелье:

«И поверну тебя, и поведу тебя, и выведу тебя от краёв севера, и приведу тебя на горы Израилевы. И выбью лук твой из левой руки твоей, и выброшу стрелы твои из правой руки твоей. Падёшь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым. На открытом поле падёшь; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог» (Иез. 39:2-6)

Ещё одно название Изреельской долины – долина Мегиддо, отсюда греческое – Армагеддон, образованное от ивритского словосочетания Хар-Мегиддо (букв. «гора Мегиддо»). В этой долине, согласно Откровению Иоанна Богослова, в конце дней произойдёт последняя битва сил добра и зла:

«И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон» (Откр. 16:16)

Мегиддо переживал эпохи подъёмов и спадов, и ко времени появления христианства уже несколько столетий, как был заброшен. Последний культурный слой датируется IV-VI вв. до н. э., когда власть на Святой Земле принадлежала персам. При них это был маленький город, защищённый крепостью и обеспечивавший армии проход к морю. После захвата Египта и Палестины воинами Александра Македонского, ок. 334–332 гг. до н. э., Мегиддо был оставлен навсегда.

Первые раскопки Мегиддо проводились в 1903–1905 гг. немецким архитектором и археологом-любителем, протестантом (темплером) из Хайфы, Готтлибом Шумахером при поддержке Немецкого Общества по развитию Палестины (Deutscher Palästina-Verein). Исследования были продолжены экспедицией Чикагского института востоковедения в 1925–1939 гг.

schumacher-e1415808288907
Готтлиб Шумахер (1857–1926) (http://www.palaestina-verein.de/)

Г. Шумахер прорыл через центр археологического холма траншею, длиной примерно 25 м,  в направлении с севера на юг и изучил её содержимое. Он определил и пронумеровал в направлении снизу вверх восемь культурных слоёв (страт). Согласно найденной керамике, слои охватывали периоды от Средней Бронзы II (Middle Bronze II, ок. 1950 — 1550 гг. до н. э.) до Железного века II (Iron II, ок. 1000 – 586 гг. до н. э.).

Кроме этого, Г. Шумахер обнаружил остатки нескольких зданий:

— часть дворца эпохи Ранней Бронзы (Early Bronze), позже раскопанного чикагской экспедицией в страте XII;
— израильский дворец эпохи Железного века II на южной стороне археологического холма, названный чикагской экспедицией «зданием 1723», где археолог нашёл печать с изображением льва и подписью: «Шема, слуга Яров‘ама» (т. е. царя Иеровоама II, правившего, согл. Еврейской энциклопедии, ок. 788–747 гг. до н. э.);
— сводчатые могилы в страте IV, перекрытые в технике т. н. «ложного свода» (Corbel vaulted tombs), подобных которым в Ханаане не найдено.

Критики Г. Шумахера отмечают, что он просмотрел некоторые важные находки, такие, как фрагмент стелы фараона Шешонка I (ок. 943–922 гг. до н. э.), обнаруженный в отвалах. Тонкость заключается в том, что если бы страта, в которой стела находилась изначально, была известна, то можно было бы уточнить моменты, связанные с «за и против» существования здесь еврейского города времён царя Соломона (ок. 967–928 гг. до н. э.), правившего примерно в те же годы, что и фараон Шешонк.

После образования Государства Израиль в 1948 г. раскопки в Мегиддо продолжились в 1960, 1966, 1967 и 1971 гг. Ими руководил израильский археолог и политический деятель, а ранее руководитель операциями во время Войны за Независимость (1948) и начальник Генерального Штаба (1949–1952), Игаэль Ядин (1917–1984). Результаты этих исследований опубликованы не были.

Начиная с 1994 г. раскопки ведутся специалистами Тель-Авивского университета, такими, как профессора Давид Уссишкин (род. 1935) и Исраэль Финкельштейн (род. 1949), в сотрудничестве с иностранными коллегами, добровольцами и студентами. Летом 2014 г., после начала обстрелов южных районов Израиля из сектора Газы, по просьбе Мэттью Адамса (Matthew J. Adams), руководителя иерусалимского американского Археологического института им. У. Ф. Олбрайта (Albright Institute of Archaeological Research, 1900), в Мегиддо были переброшены находившиеся на раскопках Ашкелона американские студенты.

Как уже говорилось, Мегиддо имеет более 25 культурных слоёв, древнейший из которых относится к эпохе Ранней Бронзы (середина IV тыс. до н. э.).

В это время в Мегиддо появились храмовые постройки и большой круглый жертвенник, а город был обнесён стеной восьмиметровой толщины. Всего в районе жертвенника (и практически друг над другом) обнаружены остатки пяти языческих храмов, последний из которых датируется Железным веком I. Отсюда следует, что это святилище существовало в Мегиддо около 2500 лет (!), вплоть до разрушения города «народами моря» (Sea Peoples). Последний храм был возведён уже поверх жертвенника, поэтому археологам пришлось удалить его остатки, чтобы жертвенник был виден посетителям. Вокруг жертвенника были найдены тысячи обгоревших костей жертвенных животных.

Подобные жертвенники (ивр. «бамот», букв. «высоты») много раз упоминаются в Ветхом Завете, однако в целости до нас дошёл только жертвенник в Мегиддо, хотя фрагменты «бамот» можно видеть, например, в Тель-Хацоре (Асоре, Гацоре) и в Тель-Дане (Лаише, Лаисе), также расположенных на севере Святой Земли.

В эпоху средней бронзы (конец III – середина II тыс. до н. э.) Мегиддо находился под властью Египта, причём остатки статуи египетского чиновника по имени Тутотеп, по-видимому, свидетельствуют о том, что Мегиддо был резиденцией египетского наместника. Затем, как и Египет, Ханаан, был завоёван кочевниками-гиксосами (XVIII–XVI века до н. э.). Новые хозяева укрепили стену и соорудили характерные для этой эпохи земляной вал (гласис) и «четырёхкамерные» ворота с двумя сторожевыми помещениями вдоль каждой стороны прохода. При раскопках располагавшегося рядом с ними большого дворца, под полом одного из помещений были обнаружены ювелирные украшения, ляпис-лазурь и изделия из слоновой кости, говорящие о богатстве города и мастерстве ремесленников. Найденная поблизости клинописная табличка того времени содержит отрывок из месопотамского эпоса о Гильгамеше.

Tel Megiddo 022
Круглый жертвенник, а также фундаменты храмов и построек эпохи бронзы. В крайнем здании слева (Ранняя бронза) видны следы двух постаментов. Возможно, здесь когда-то стояли статуи ханаанских божеств

Tel Megiddo 002
Пять храмов языческого святилища (сер. IV – конец II тыс. до н. э.)

Примерно в 1457 году до н. э. фараон Тутмос III (XVIII династия, ок. 1479–1425 гг. до н. э.), в ходе карательного похода в Ханаан, осуществил неожиданный манёвр. Пройдя через Иронское ущелье, он разбил коалицию ханаанеев и хеттов, после чего окружил и после семимесячной осады взял Мегиддо. Об этом, первом в истории задокументированном сражении, упоминается в надписи, обнаруженной в египетском храме Амона в Карнаке. Текст, в переводе выдающегося востоковеда В. В. Струве (1889—1965), говорит о сомнениях египетских военачальников и сановников в успехе предприятия:

«И они сказали пред его величеством: «Как же мы пойдём по этой дороге, которая узка? Ведь приходят и докладывают, что враг там стоит и ждёт и они держат дорогу против многих. Разве не пойдёт лошадь за лошадью и человек за человеком так же? И вот его величество дал клятву, говоря: «Не позволю я идти никому из моих воинов перед моим величеством.» И пошёл он сам во главе своего войска, указывая своими шагами путь каждому человеку, и лошадь (шла) за лошадью, а его величество был во главе своего войска»

Выяснилось, что угрозу ждали с севера либо юга, но только не с запада, со стороны ущелья. Ханаанейская армия была застигнута врасплох: в плен попало около 330 восставших против Египта местных князей, которым фараон разрешил вернуться домой на ослах, взяв предварительно клятву верности. Египтяне захватили в Мегиддо богатую добычу: 924 колесницы, 2238 лошадей, 2000 голов крупного и 22500 мелкого скота. В заложники были взяты и находившиеся в Мегиддо родственники главного военного противника Египта – мятежного царя города Кадеш на Оронте (Северная Сирия) – но и им фараон не причинил вреда.

Мегиддо был под властью египтян вплоть до начала XII в. до н. э.. Город управлялся царём, но гарнизон возглавлял египетский наместник. Как видно из Эль-Амарнских писем (XIV в. до н. э.), правитель Мегиддо Биридия извещал фараона об опасности, угрожавшей городу со стороны кочевников–хабиру и их союзника, царя города Шхем, Лабайи. Всего писем от Биридии в архиве шесть, и они говорят о важности Мегиддо в эпоху Поздней бронзы (ок. 1550–1200 гг. до н. э.).

Напомним, что Эль-Амарнский архив – это собрание более 380 глиняных табличек, представляющих, в основном, переписку между Египетской администрацией и её посланниками в Ханаане и Амурру (государство на севере современного Ливана). Таблички были найдены в Эль-Амарне, на восточном берегу Нила, в 287 км к югу от Каира (в Верхнем Египте), стоящем на месте египетской столицы XIV в. до н. э., города Ахет-Атона (Ах-Йати, букв. «Горизонт Атона»,), основанного фараоном Эхнатоном (XVIII династия, ок. 1353–1334 гг. до н. э.). Письма необычны тем, что написаны месопотамской клинописью, причём подавляющее большинство – на средневавилонском диалекте аккадского языка, который в период поздней бронзы был на Ближнем Востоке языком международного общения. Есть также два документа на хурритском языке, и по одному – на хеттском и ассирийском. Вероятно, таблички хранились в здании, названном в одной из настенных надписей «домом фараоновых писем». Многие Эль-Амарнские послания представляют собой доносы, авторы которых изображают своих противников мятежниками, покушающимися на собственность фараона, а самих себя – верными защитниками интересов Египта (зачастую, такие доносы взаимны).

Согласно Ветхому Завету, город не был завоёван Иисусом Навином (предпол. XIII – нач. XII вв. до н. э.), хотя царь Мегиддо потерпел от него поражение, и местное население стало вассалом израильтян (И.Н. 12:21: ср. 17:11–13; Суд. 1:27,28):

«У Иссахара и Асира [принадлежат] Манассии Беф-Сан (Бейт-Шеан, Скифополис – И. Ц.) и зависящие от него места, Ивлеам и зависящие от него места, жители Дора и зависящие от него места, жители Ен-Дора (Эйн-Дора – И. Ц.) и зависящие от него места, жители Фаанаха (Таанаха, расположенного в горах, к югу от Мегиддо – И. Ц.) и зависящие от него места, жители Мегиддона и зависящие от него места, и третья часть Нафефа. Сыны Манассиины не могли выгнать [жителей] городов сих, и Хананеи остались жить в земле сей. Когда же сыны Израилевы пришли в силу, тогда Хананеев сделали они данниками, но изгнать не изгнали их» (И. Н. 17:11-13)

Песнь пророчицы Деборы (Деворы) говорит о сражении с ханаанеями у «вод Мегиддо» (Суд. 5:19):

«Пришли цари, сразились, тогда сразились цари Ханаанские в Фанаахе у вод Мегиддонских, но не получили нимало серебра. С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою. Поток Киссон (Кишон – И. Ц.) увлёк их, поток Кедумим, поток Киссон. Попирай, душа моя, силу!» (Суд.5:19-21)

Драматические события произошли в Восточном Средиземноморье в XII в. до н. э. – его побережье от Южной Анатолии до Ханаана было захвачено племенами так называемых «народов моря»: морских кочевников, материальная культура которых (керамика, ювелирные украшения, предметы культа и др.) берёт начало на островах Эгейского моря и на Кипре. Названия некоторых из племён (PLST, SRDN, SKLS, TKR и др.), начертанные на стенах храмов и упомянутые в папирусных свитках, мы знаем от их главных военных и политических противников – египтян.

Авторы библейских Книги Судей и 3-й Книги Царств называют все поселившиеся на Святой Земле племена народов моря «филистимлянами» (Philistines), хотя последние – племя PLST – жили на территории, расположенной примерно в 50 км южнее современного Тель-Авива, где создали союз пяти городов – Газы, Ашкелона, Ашдода, Гата и Экрона, иногда именуемый Филистия или Пентаполис. Поэтому маловероятно, что филистимляне причастны к гибели израильского царя Саула, произошедшей в долине Харод, расположенной восточнее Изреельской, в сотне с лишним километрах к северу от Филистии. Возможно, что армия Саула была разбита при участии заселивших центральное и северное побережье племён SKLS («шекелеш») и SRDN («шердан»), оставивших свой след в названиях островов Сицилия и Сардиния, соответственно, и относительно малочисленного здесь племени TKR («такары», «тевкры»), с корнями на Кипре. О проживании народов моря на Святой Земле, помимо археологических свидетельств, говорят и два хранящихся в Пушкинском музее в Москве папируса, приобретённых в конце XIX в. в Египте русским учёным-египтологом Вл. Голенищевым: «Ономастикон Аменопа» (Onomasticon of Amenope, конец XII в. до н. э.) и «Путешествия Уну-Амона» (Story of Wenamun, первая половина XI в. до н. э.)

Народы моря разрушили ханаанские прибрежные поселения и крепости, но некоторые из них (Дор, Акко и др.) впоследствии восстановили. Мегиддо, стоявший на торговом пути в 40 км восточнее Дора – главного порта племени SKLS – по-видимому, превратился в их центр в Нижней Галилее. Богатый находками культурный слой VI (stratum VI), относящийся к XI в. до н. э., включает многие элементы культуры этих осевших на суше морских пиратов: характерную керамику, предметы культа (в том числе, антропоморфные), оружие, саркофаги и пр.


Найденный в Мегиддо бронзовый топор эпохи “народов моря” (Ephraim Stern)

На рисунке внизу показан обнаруженный в Доре кувшин с фильтром-дозатором эпохи народов моря, по-видимому, племён SKLS или TKR. Даже неспециалисту видны «греческие» мотивы росписи этого сосуда, в особенности, использование параллельных линий. Роспись монохромная (использована только красная краска), что отличает её от стиля филистимлян (PLST), которые применяли обычно двухцветную (бихромную) раскраску. Кроме этого, в керамике племени PLST заметно египетское влияние: изображение животных, птиц, цветков лотоса и т. д.

Dor Excavation's Strainer-Spout Jug 001
Обнаруженный в Доре кувшин с фильтром, эпохи “народов моря” (www.biblelandpictures.com)

Согласно Ветхому Завету, Изреельская долина со столицей в Мегиддо, окружённым поселениями народов моря, такими, как Йокнеам, Тель-Кири (2 км к югу от Йокнеама), Тель-Кашиш (2 км к северу от Йокнеама), Афула и др., была военным оплотом филистимлян, что видно, например, из следующих цитат:

«И собрались Филистимляне и пошли и стали станом в Сонаме (Шунеме – И. Ц.); собрал и Саул весь народ Израильский, и стали станом на Гелвуе (на хребте Гильбоа к югу от Изреельской долины – И. Ц.)» (1 Цар. 28:4),

«И встал Давид, сам и люди его, чтобы идти утром и возвратиться в землю Филистимскую. А Филистимляне пошли [на войну] в Изреель» (1 Цар. 29:11) и др.

Упомянутый в первой цитате библейский Шунем (совр. Сулам) находился рядом с Афулой. С юга его прикрывала небольшая возвышенность Гив’ат ха-Море, расположенная в нескольких километрах к северу от хребта Гильбоа. Место, очевидно, было продуманным: отряды народов моря были скрыты от взоров находившихся на горном хребте израильтян. В результате, армия Саула потерпела жестокое поражение:

«… И догнали Филистимляне Саула и сыновей его, и убили Филистимляне Ионафана, и Аминадава, и Малхисуа, сыновей Саула. И битва против Саула сделалась жестокая, и стрелки из луков поражали его, и он очень изранен был стрелками. И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него. Оруженосец его, увидев, что Саул умер, и сам пал на свой меч и умер с ним. Так умер в тот день Саул и три сына его, и оруженосец его, а также и все люди его вместе. Израильтяне, жившие на стороне долины и за Иорданом, видя, что люди Израилевы побежали и что умер Саул и сыновья его, оставили города свои и бежали, а Филистимляне пришли и засели в них. На другой день Филистимляне пришли грабить убитых, и нашли Саула и трёх сыновей его, павших на горе Гелвуйской. И отсекли ему голову, и сняли с него оружие и послали по всей земле Филистимской, чтобы возвестить о сем в капищах идолов своих и народу; и положили оружие его в капище Астарты, а тело его повесили на стене Беф-Сана (Бейт-Шеана, позже, при римлянах названного Скитополисом, или Скифополисом – И. Ц.). И услышали жители Иависа Галаадского (на территории современной Иордании – И. Ц.) о том, как поступили Филистимляне с Саулом, и поднялись все люди сильные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Беф-Сана, и пришли в Иавис, и сожгли их там; и взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» (1 Цар. 31:2-13)

В этих строчках есть противоречие с данными археологии. При раскопках Бейт Шеана, находящегося в одноименной долине, к востоку от Изреельской, не найдено ничего связанного с культурой народов моря. В городе проживали «обычные» ханаанеяне, поклонявшиеся Астарте и другим божествам. Они-то, скорее всего, и разбили армию Саула, при поддержке наёмников из числа народов моря (профессиональных воинов, обладавших железным оружием). Подобных «гвардейцев» нанимали ещё египетские фараоны, а позже – царь Давид (ок. 1004—965 гг. до н. э.):

«И все слуги его шли по сторонам его, и все Хелефеи, и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя» (2 Цар. 15:18)»

В оригинале, фраза «все Хелефеи, и все Фелефеи, и все Гефяне» (וְכָל-הַכְּרֵתִי וְכָל-הַפְּלֵתִי; וְכָל-הַגִּתִּים) звучит, как «вэ коль ха-кирети, вэ коль ха-плети, вэ коль ха-гиттим», что означает «и все критяне, и все филистимляне и все жители Гата».

На юге, в Филистии, народы моря жили около 600 лет, вплоть до переселения в Вавилон царём Навуходоносором (605—562 гг. до н. э.), через двадцать лет после разрушения Первого Храма и пленения иудеев, а в центральных и северных областях Святой Земли их господство продолжалось только 100 лет (с конца XII до конца XI вв. до н. э.), после чего они были уничтожены израильтянами. Эту судьбу разделил и Мегиддо: культурный слой V (stratum V) показывает, что город народов моря был сожжён и захвачен воинами объединённого Израильского царства.


Найденный при раскопках Тель-Микне (Экрона), в районе проживания племени PLST, железный нож для жертвоприношений с оригинальной ручкой из слоновой кости. Подобные ножи обнаружены и там, где жили другие племена народов моря, к примеру, в Мегиддо (Ephraim Stern)

Не исключено, что переход Мегиддо в руки израильтян произошёл при царствовании Давида. Его сын Соломон включил Мегиддо в пятый административный округ:

«И было у Соломона двенадцать приставников над всем Израилем, и они доставляли продовольствие царю и дому его; каждый должен был доставлять продовольствие на один месяц в году. Вот имена их: <…> Ваана, сын Ахилуда, в Фаанахе и Мегиддо и во всем Беф-Сане, что близ Цартана ниже Иезрееля, от Беф-Сана до Абел-Мехола, и даже за Иокмеам;» (3 Цар. 7,8,12)

В одном из дворцов израильского периода, по-видимому, и жил наместник Ба‘ана (Ваана).

Согласно Ветхому Завету, Соломон укрепил город:

«Вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Гацор (Хацор – И. Ц.), и Мегиддо, и Газер (Гезер – И. Ц.)» (3 Цар. 9:15)

Северные ворота Мегиддо израильской эпохи действительно похожи на ворота Хацора и Гезера. Возможно, что они действительно были построены Соломоном. Однако другие специалисты относят их возведение ко времени более поздних израильских царей, вплоть до Иеровоама II. Конструкция ворот типична для ханаанских и израильских городов эпохи Поздней бронзы и Железного века II (Первого храма): идущие друг за другом несколько (обычно, два или три) сторожевых помещения по обеим сторонам от прохода.

Шестикамерные (три сторожевых помещения по сторонам от прохода) найдены в Мегиддо, Хацоре и Гезере, а четырёхкамерные (по два) – в Тель-Шеве (древней Беэр-Шеве), Лахише (Лахисе), а также – по мнению археолога Эйлат Мазар – в Иерусалиме (на Офеле).

В Мегиддо можно видеть четырёхкамерные ворота ханаанского периода и шестикамерные – израильского.


Ворота израильского периода (среднее сторожевое помещение слева от прохода заложено)

Любопытно, что раскопки израильского города X века до н. э. (и сопутствующих культурных слоёв) показали, что древние израильтяне, по крайней мере до строительства Первого храма в Иерусалиме, а скорее всего – и позже, продолжали использовать святилища «ханаанского» типа. И это, когда согласно Ветхому Завету, весь культ должен быть сосредоточен в Иерусалиме. Такие святилища найдены более, чем в десятке израильских городов того времени, а о соотношении «официальной» и «народной» религии можно прочитать, например, в книге Вильяма Дивера (William G. Dever). В Мегиддо подобные «культовые уголки» были обнаружены в нескольких местах.

«Святилище 2048» (Shrine 2048) расположено в холле большого (ок. 15 х 20 м) здания, построенного ещё в эпоху Поздней бронзы. Дверной проём вёл оттуда между двух «стоячих камней», типичных для ханаанских культовых мест, в смежное помещение, в котором когда-то стоял жертвенник с четырьмя рогами (такие небольшие жертвенники использовались для воскурения благовоний, а «стоячими камнями» отмечали появление и присутствие божеств и связанных с ними событий). Объекты из главной комнаты включали два других четверорогих жертвенника, каменный стол для приношений, стойку, ступу на трёх ногах, пестики, керамические стойки для приношений, кувшины и другие сосуды, некоторое количество сгоревшего зерна (зерно смешивали с благовониями и поджигали на жертвеннике) и чашу с астрагалами (овечьи и козьи надкопытные косточки, практически, кубической формы, использовавшиеся для игр и гаданий). «Святилище 338» (Shrine 338), открытое ещё Г. Шумахером, содержало ёмкость для приношений (offering basin), стол, скамейку, несколько «стоячих камней», каменные ступы и пестики, жертвенники с рогами, возможную, мужскую статуэтку – редкость по сравнению с женскими – и др. Это святилище, похоже, было умышленно выведено из обращения. Ещё одна «комната-святилище» была обнаружена в административном здании 2081 в зоне раскопок AA (Area AA) на севере теля.


Комната-святилище 2081 (В. Дивер)

После смерти царя Соломона объединённое Израильское царство раскололось на два: Израиль (на севере) и Иудею (на юге), и Мегиддо перешёл под контроль израильских царей.

Около 732 г. до н. э. город был разрушен армией царя Тиглатпаласара III (ок. 745–727 гг. до н. э.), а затем отстроен и превращён в столицу ассирийской провинции, включавшей Галилею и Изреельскую долину. Мегиддо был застроен по единому плану; в числе других были сооружены два больших общественных здания и силосная (?) яма семиметровой глубины со ступенями, высеченными винтообразно в стене (найденная между камнями солома подтверждает эту гипотезу). Есть также версия, что строительство силосной ямы следует отнести к правлению израильского царя Иеровоама II. Объём ямы – 450 куб. м.

В 609 г. до н. э. Ассирия погибла под ударами Вавилона, однако ещё раньше царь Иудеи Иосия (Иошияху) (ок. 639–609 гг. до н. э.) включил Мегиддо в состав своего государства и был смертельно ранен у городских стен в попытке преградить дорогу фараону Нехо II (ок. 610–595 гг. до н. э.):

«Во дни его пошёл фараон Нехао, царь Египетский, против царя Ассирийского на реку Евфрат. И вышел царь Иосия навстречу ему, и тот умертвил его в Мегиддоне, когда увидел его. И рабы его повезли его мертвого из Мегиддона, и привезли его в Иерусалим, и похоронили его в гробнице его…» (4 Цар. 23:29, 30)

Обратим внимание на то, что библейский фрагмент содержит ошибку: фараон спешил в Междуречье не против, а на помощь ассирийскому царю (своему союзнику в войне с Вавилоном).

И, наконец, в персидский период (VI – IV вв. до н. э.) Мегиддо, превратился в небольшой город-крепость, постепенно оставленный местными жителями.

В новое время у Мегиддо произошли два важных сражения: в 1799 г. Наполеон I нанёс поражение османским войскам, а в 1918 г. английский генерал Э. Алленби разбил турецкую армию. Во время визита в Святую землю в 1964 г. папа Павел VI (1963–1978) был принят в Мегиддо президентом Израиля Ш. З. Шазаром (1963–1973).

Среди находок, помимо дворцов и общественных зданий различных эпох, так называемой, «королевской могилы» в египетском стиле и др., обращают на себя внимание два крупных комплекса построек израильского периода: северный и южный, по поводу которых между специалистами существует давний спор. По мнению одних – это конюшни (основная версия), другие же считают их складами.

В южном комплексе было пять вытянутых зданий, стоящих вокруг мощёного известняком прямоугольного двора, по типу каре. Здания делились на три секции и состояли из мощёных известняком боковых проходов с центральным коридором посредине. Размеры зданий – около 21 на 11 м, а коридор отделялся от проходов колоннами, в которых археологи обнаружили отверстия, к которым можно привязать лошадей. Проблема состоит в том, что выводить стоявших бок о бок животных из таких конюшен крайне неудобно. Чтобы «извлечь» одну из них, нужно предварительно вывести всех остальных, находящихся ближе к выходу. Поэтому критики гипотезы утверждают, что по крайней мере часть зданий – это не конюшни, а склады. Лошадей заводили через центральный коридор, привязывали, разгружали и выводили с другой стороны. К слову, такая же проблема с идентификацией существует и в Тель-Шеве в Северном Негеве.

Здания северного комплекса аналогичны южным, но центральный двор здесь отсутствует. Если согласиться с версией конюшен, то северный комплекс вмещал около 300 лошадей, а в обоих могли находиться более 450 животных (по данным еврейской энциклопедии – 492). Кроме этого выяснилось, что северные конюшни построены поверх дворца израильского периода.

В пользу конюшен говорят исторические факты. К примеру, известно, что израильский царь Ахав (сер. IX в. до н. э.) выставил против ассирийского правителя Салманасара III (859–824 гг. до н. э.) в битве при Каркаре в северной Сирии (853 г. до н. э.) 10 тыс. солдат и 2 тыс. боевых колесниц. Лошадей, запрягаемых в колесницы, нужно было содержать, кормить и тренировать, и Мегиддо и Изреельская долина для этого вполне подходили

В сражении на стороне коалиции сражались двенадцать правителей ханаанских государств, включая Тир, Иудею, Эдом, Моав и др. Во главе объединённого войска, скорее всего, стояли Ахав и царь Дамаска Бен Хаддад (синод. Венадад). Ассирийцы объявили себя победителями, но их отступление и последующие экспедиции в 849 и 846 годах до н. э. доказывают шаткость этой позиции.

Разночтения среди израильских археологов по поводу датировки ворот, дворца и складов-конюшен Мегиддо можно сформулировать так. Шестикамерные Северные ворота, согласно «пионеру» израильских раскопок И. Ядину, относятся к правлению Соломона (X в. до н. э.), согласно Д. Уссишкину – к правлению Ахава (IX в. до н. э.), а согласно И. Финкельштейну – к правлению Иеровоама II (VIII в. до н. э.). Израильские дворцы, согласно И. Ядину и Д. Уссишкину, – это X в. до н. э., а по мнению И. Финкельштейна – IX в. до н. э. Конюшни же, как считают И. Ядин и Д. Уссишкин, – это период царствования Ахава, а по мнению И. Финкельштейна – Иеровоама II.

Уникальна система водоснабжения города, построенная либо в IX в. до н. э. при Ахаве, либо столетием позже при Иеровоаме II. Она включает спуск (30 м) и шахту (25 м) со ступенями, ведущими к горизонтальному туннелю, длиной около 120 м, в конце которого, за пределами городских укреплений, находится источник Эйн-Кини. Сохранились в Мегиддо и остатки более ранней (ханаанской) системы водоснабжения, когда к источнику спускались из района западной городской стены, также под землёй.

В заключение, расскажем ещё об одной находке. В древнейшей части Мегиддо, в районе жертвенника, обнаружено прямоугольное здание эпохи Ранней бронзы (середина IV в. до н. э.) с постаментами, на которых когда-то стояли два изваяния. Возможно, это были статуи одного из важнейших ханаанских богов (бури и дождя, плодородия земли и скота) Баала (Ваала), и одной из главных женских богинь, таких как Анат (божество охоты и войны ) или «мать богов» Ашера (הָאֲשֵׁרָה), о которой говорится в знаменитом библейском рассказе о низвержении огня на жертвенник пророком Илией (IX в. до н. э.) на горе Кармель (синод. Кармил; 3 Цар. 18:36-38).

Кстати, синодальный перевод имени богини, как «Астарта», ошибочен. Последнее – заимствованное астральное божество, – видимо, заняло своё место в «еврейском пантеоне» значительно позже, ближе к Вавилонскому изгнанию (подроб. см. В. Дивер).

Смотрели эти изваяния, как раз, на запад, на хребет Кармель, где скорее всего и находились их святилища. Тогда описанная в 3 Цар., победа пророка Илии в соревновании с языческими жрецами выглядит немного по-иному: она одержана на месте, где ханаанским богам поклонялись ко времени описываемых событий не менее двух с половиной тысяч лет (!)

План Мегиддо (согл. http://he.wikipedia.org /wiki/תל_מגידו). Эпоха железа (эпоха железа I-II) соответствует Израильскому периоду заселения города до его разрушения ассирийцами в 732 г. до н. э.

Послесловие:

Я много лет не переписывал этот рассказ, да и в самом Мегиддо был редким гостем. Так получилось, что 22 июня 2023 года мне удалось попасть в американский археологический институт Олбрайта (W.F. Albright Institute of Archaeological Research) в Иерусалиме на лекцию содиректора раскопок в Тель-Мегиддо (с 2010 года), д-ра Мэтта Адамса (Matthew J. Adams). И вот что я запомнил из его слов.

Прежде всего, он подтвердил расцвет города в эпоху Средней Бронзы II B (ок. 1800–1550 гг. до н.э.), когда по неясным причинам рухнул город-конкурент Мегиддо на севере Святой Земли – Хацор. Помимо этого, Мэтт говорил о наличии в Мегиддо примерно десяти (!) ворот разного времени и об отсутствии городских стен в эпоху Поздней Бронзы (1550–1200  гг. до н.э.). В эти годы на засыпанных стенах эпохи Средней Бронзы плотным рядом стояли дома, создавая видимость казематной стены, за которую их и приняла чикагская экспедиция 1925-1939 годов. Так что Тутмос III, фактически, карабкался на стены домов.

Кстати, говоря о воротах, Мэтт неоднократно упоминал слово “entity” (сущность, объект), подчёркивая, что, ворота вполне могут существовать и без стен (к примеру, так было в «адриановском» Иерусалиме). В Мегиддо это относится не только к эпохе Поздней Бронзы, но и к началу Железного века. Это утверждение нам кажется логичным, поскольку восстановить ворота, как символ царской/имперской власти было значительно быстрее и дешевле, чем строить каменную стену по всему периметру города. Такая стена возводилась дольше и – «по возможности».

А что касается «провинциального» (букв. «сountryside») вида города в X веке до н.э., любопытного с точки зрения эпохи правления царей Давида и Соломона, то прокомментировать это лучше всего словами популярного футболиста Андрея А.: «Ваши ожидания – это ваши проблемы».

Кстати, радиоуглеродный анализ, а Тель-Мегиддо — один из подробнейшим образом 14C-датированных археологических сайтов на Святой Земле, показал, что в середине IX века до н.э. город принадлежал омридам из Израильского царства, где в то время правил Ахав. После смерти Ахава Мегиддо был разрушен царём Арама Хазаэлем (Азаилом) ок. 835 года до н.э.

В VIII веке до н.э. новые израильские цари, такие как Иеровоам II и Хошея (Осия), восстановили Мегиддо. Впрочем, уже во второй половине VIII веке до н.э. Израильское царство превратилось в вассала возрождавшейся Ассирии, и в 732 году до н. э., завоевав Мегиддо, Тиглатпаласар III сделал город столицей новоассирийской провинции Магидду. В 609 году до н.э. Мегиддо был взят египтянами под предводительством Нехо II в ходе «битвы при Мегиддо», а уже около 586 года до н.э., по понятным причинам, город был заброшен. Существовавшие позже в окрестностях Теля поселения, подобные римскому лагерю Легио (Legio), подчёркивали стратегическую важность места, но не были историческими преемниками библейского города.

Источники:

  1. Изреельская долина. Электронная Еврейская Энциклопедия (http://www.eleven.co.il/article/11773)
  2. Мегиддо. Электронная Еврейская Энциклопедия (http://www.eleven.co.il/article/12673)
  3. Хронология. Электронная Еврейская Энциклопедия (http://www.eleven.co.il/article/14567)
  4. Эль-Амарнские письма. Электронная Еврейская Энциклопедия (http://www.eleven.co.il/article/15076)
  5. Gottlieb Schumacher, 1857-1925, The Palestine Exploration Fund (http://www.pef.org.uk/profiles/gottlieb-schumacher)
  6. Dever William G., Did God Have a Wife? Archaeology and Folk Religion in Ancient Israel, Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 2008, 360 pp., ISBN: 978-0-8028-6394-2
  7. Kleiman, Assaf & E. Cohen, Margaret & Hall, Erin & S. Homsher, Robert & Finkelstein, Israel. (2017). Cult Activity at Megiddo in the Iron Age: New Evidence and a Long-Term Perspective. ZDPV. 133. 24-52.
  8. Mazar Eilat, Discovering the Solomonic Wall in Jerusalem, a Remarkable Archeological Adventure, Jerusalem, 2011, 173 p., ISBN: 978-965-90299-69.
  9. Stern Ephraim, “The other Philistines”, Biblical Archaeology Review, November/December 2014, Vol. 40, No2 6, pp. 30–40.
  10. The Megiddo Expedition (https://megiddoexpedition.wordpress.com/history-of-megiddo/)
  11. The Society (http://www.palaestina-verein.de/wp/wordpress/?page_id=1030&lang=en)
  12. ,נתן שור, תולדות ארץ ישראל מן התקופכ הפריהיסטורית עד ימינו, הוצאת דביר,תל אביב
    1998, 355 עמי

Страница в последний раз отредактирована 30 сентября 2023 года

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.