И ещё о “Новой церкви Богородицы” в Иерусалиме (The New Church of the Theotokos)

Нам наконец удалось спуститься в гигантскую цистерну-водосборник, устроенную в основании когда-то крупнейшей на Ближнем Востоке “Новой церкви Богородицы” («Ἡ Νέα Ἐκκλησία τῆς Θεοτόκου ἐν Ἱερουσαλήμ»), которую часто (и не совсем правильно) называют “Неа Теотокос”.

Базилика была построена или реконструирована императором Флавием Юстинианом I и освящена в 543 году. В основании храма лежали шесть гигантских сводчатых залов, высотой более 9 м, и сколько из них было превращено в цистерны – неясно. Уже за пределами храма ниже по склону был сооружён ещё один водосборник для излишков воды; сейчас над этим местом находится маленький неработающий открытый театр.

Авторы приводят разные размеры базилики, но ориентируясь на слова археолога Орена Гутфельда (BAR 39.6, 2013) можно предположить, что её длина составляла около 146 м, а ширина – 58 м; для сравнения размеры собора Святой Софии в Константинополе – 77 м x 71 м. Помимо храма и монастыря комплекс включал гостевой дом, больницу и библиотеку.

Церковь и возможно библиотека видны на мозаичной Карте Медвы (Madaba Map, ок. 560-565 гг.). Тем не менее, базилика не приобрела должной популярности среди паломников, которые её практически не упоминали, по-видимому, из-за того, что она не связана с традиционными новозаветными местами: если соединить прямой линией вершины Сионской и Храмовой горы, то Неа Теотокос находится примерно посредине.

Из-за неровной скальной поверхности и необычной длины храма строителям пришлось строить опоры в виде колонн, соединённых арками, о чём восторженно писал византийский историк Прокопий Кесарийский: “…Когда они вывели его (храм, ИЦ) вверх до самой вершины холма, они наверху на эти стены положили купол и соединили свое сооружение с остальным основанием храма. Таким образом, часть храма покоится на крепкой скале, часть же висит в воздухе, мощью императора хитро приделанная к холму громада” (De Aedificiis, О Постройках, 5.6:7-8).

Делать такое шаткое основание в сейсмоопасном регионе, которым является Святая Земле, несомненно было рискованно, и храм простоял не более 250-300 лет, а в первоначальном виде – скорее всего, до землетрясения 746 года.

К концу 9 века, согласно христианским и еврейским источникам, от храма остались развалины, а колокола были похищены. Утверждается также, что в начале 10 века арабский христианский историк Евтихий (Саид ибн Битрик), мелькитский патриарх Александрии, отмечал в “Анналах”, что Неа находится в руинах «до сего дня», упоминая, что первоначальное разрушение произошло во время персидского завоевания 614 г. Однако я пока не нашёл этого отрывка в доступных переводах труда Евтихия (к примеру, в главе 17, посвящённой царствованию Юстиниана) и буду благодарен за помощь.

Практически полностью засыпанные своды цистерны, куда мы спустились, были зарисованы ещё командой Чарльза Уоррена (Charles Warren) из Фонда исследования Палестины (PEF) в 1867–1870 гг. Археологические раскопки, проведенные в 1970-х и начале 1980-х годов археологами Нахманом Авигадом, а затем Меиром Бен-Довом, обнаружили отдельные части самой церкви (включая апсиды). Дальнейшие работы здесь малореальны, поскольку остатки храма находятся в проблемном для археологии еврейском квартале Старого города, и поверх него расположены парковка, школа и др. здания.

Инаугурацию базилики 20/21 ноября 543 г. зафиксировал палестинский монах-летописец Кирилл Скифопольский. Он же в житии Саввы Освященного отметил, что храм был возведён императором Юстинианом по просьбе Св. Саввы:
“С заботливостью он (Юстиниан, ИЦ) исполнил также и четвертое прошение старца, и послал в Иерусалим некоторого художника Феодора, дабы он выстроил там новую церковь во имя Святой Богородицы и Приснодевы Марии, и собирателям палестинских податей предписал доставлять золото для нее. Архиепископу Петру препоручил главное распоряжение сего дела, а Вараху, епископу Вакафскому, приказал смотреть за работами сего строения. Таким образом, в продолжение двенадцати лет, при особливом попечении и множестве работников, выстроена новая церковь всехвальной Богородицы и весьма украшена” (согл. порталу azbyka.ru).

Веками спустя, 21 ноября/4 декабря стало официальным праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы («Η είσοδος της Υπεραγίας Θεοτόκου εις τον Ναόν»).

В мае 1977 г. в ходе расчистки цистерны Н. Авигад обнаружил на южной стене монументальную надпись в форме tabula ansata (прямоугольная рамка с маленькими треугольниками по бокам), гласящую:

«И это работа, которая была выполнена щедростью нашего всемилостивейшего императора Флавия Юстиниана, под опекой и заботой святейшего Константина, священника и игумена (в год) тринадцатый индикта [либо 534/35, либо 549/50]».

Под надписью был изображён большой крест. Игумен Константин известен нам по труду монаха Иоанна Мосха “Луг духовный”: “…Пресвитер авва Полихроний рассказывал нам слышанное им от аввы Константина, игумена монастыря Пресвятой Марии Богородицы, Нового…” (Гл. 6 и др.).
Приведём полный текст надписи, которая находится в Музее Израиля, а в цистерне сохраняется её копия (без креста):

ΚΤΟΥΤΟΤΟΕΡΓΟΝΕΦΙΛΟΤΙΜΗ
CΑΤΟΟΕΥCΕΒ·ΗΜΩΝΒΑCΙ
ΛΕΥCΦΛ·ΙΟCΤΙΝΙΑΝΟCΠΡΟΝΟΙ
ΑΚCΠΟΥΔΙΚΩΝCΤΑΝΤΙΝΟΥ
Α Ε
ΟCΙΩΤΠΡΕCΒ·ΚΗΓΟΜΙΝΔ·ΙΓ+

По словам известного израильского эпиграфиста Леи ди Сеньи надпись отмечает не сам факт строительства сводчатой ​​конструкции, а скорее всего, её переоборудование в резервуар для воды, поскольку надпись (и крест) были отформованы в гидравлической штукатурке, покрывавшей стены. Также, Прокопий и Кирилл Скифопольский ничего не пишут о цистернах.

По одной из гипотез в храме Неа хранились сокровища иудейского Храма, возвращённые Юстинианом из Карфагена, а само слово “Новая” подразумевало замену “Старого” иудейского храма царя Соломона (см., к примеру, BAR 34/1, 2008). Я не являюсь сторонником этой гипотезы, о которой ничего не говорят византийские источники.

Наша старая несовершенная заметка о храме: https://www.tsaritsyn-tours.com/?page_id=7706


01. Реконструкция церкви Неа, согл. археологу Орену Гутфельду. Рис. Анна Ямим, BAR 39.6 (2013). Весьма вероятно, что Юстиниан в 6 в. продлил ранний римский Кардо на юг, чтобы связать Неа с храмом Гроба Господня
Reconstruction of the Church of Nea, according to archaeologist Oren Gutfeld (Fig. Anna Yamim, BAR, 2008).
As shown in the drawing, the church was divided into a long nave and two side aisles separated from the nave by columns. The church itself measured a grand 480 feet by 190 feet. The central apse was more than 30 feet wide with two columns supporting its vaulted or domed roof. Adjacent buildings housed the hospice, monastery and other auxiliary space. A large ovoid plaza has been reconstructed in front of the church entrance at the southern end of the Cardo. It is very likely that Justinian extended the earlier Roman Cardo southward during the Byzantine period to link the Nea to the Church of the Holy Sepulchre via a grand processional way


02. Карта Мадабы VI в. показывает две главные городские магистрали (“кардос”), проходящие с севера на юг в византийском Иерусалиме — обе берут начало на площади перед Дамасскими воротами на севере (слева). Нижняя, западная Кардо проходит через центр города, мимо церкви Гроба Господня с красной крышей (изображенной перевернутой в середине мозаики) к другой церкви с красной крышей по другую сторону Кардо на горе Сион в южной части Иерусалима: базилике Неа Теотокос.
The 6th-century Madaba Map shows the two main north-south thoroughfares (called “cardos”) in Byzantine Jerusalem, both originating in the square in front of the Damascus Gate in the north (left). The lower, western Cardo runs through the center of the city, past the red-roofed Church of the Holy Sepulchre (shown upside down in the middle of the mosaic) to another red-roofed church on the other side of the Cardo on Mount Zion in southern Jerusalem: the Church of Nea Theotokos


03. Византийский Иерусалим конца 6 века.
Byzantine Jerusalem in late 6th century 


04. За этой постройкой с колоннами времён крестоносцев под парковкой находятся остатки базилики Неа Теотокос. Вид с юга.
Behind this Crusader-era columned building, under the parking lot, are the remains of the Basilica of Nea Theotokos. View from the south 


05. В ходе раскопок 1975 года прямо за южной стеной Старого города археолог М. Бен-Дов обнаружил угол здания, построенного из огромных тесаных камней (каждый ряд имеет высоту около 0.8 – 0.9 м). Выступающий угол находится в стене Старого города периода Османской империи. На самом деле это юго-восточный угол церкви Неа, большая часть которой осталась внутри стены Старого города. Fig. IES from BAR 39.6 (2013).
In a 1975 excavation just outside the southern Old City wall, archaeologist M. Ben-Dov uncovered this corner of a building constructed of huge ashlars (each course is about 2.5–3 ft tall). The impressive corner sticking out was incorporated into the Old City wall during the Ottoman period. It is actually the southeast corner of the Nea Church, most of which remains inside the Old City wall 


06. Северная апсида базилики Неа, ныне застроенная. Fig. IES from BAR 39.6 (2013).
Remains of the Nea itself came to light, including the northern apse of the east-facing triapsidal basilica 


07. То же (Википедия).
Ditto (Wikipedia) 


08-09. Южная апсида, открытая Меиром Бен-Довом.
The southern apse, discovered by M. Ben-Dov 


10. В подвале этого здания находится центральная апсида базилики.
In the basement of this building there is a central apse 


11. Проводя раскопки в Старом городе (с противоположной стороны от М. Бен-Дова), Н. Авигад обнаружил эти своды в 1976 году. Уже в 6 веке своды были переоборудованы в цистерну для снабжения монастыря и хосписа церкви Неа. Рис. IES из BAR 39.6 (2013).
While excavating inside the Old City wall (on the other side of M. Ben-Dov), N. Avigad discovered these vaults in 1976. The vaults had already been converted into a cistern in the 6th century to supply the monastery and hospice of the Church of Nea. Fig. IES from BAR 39.6 (2013) 


12. Уже в 6 веке своды были переоборудованы в цистерну для снабжения водой монастыря, гостевого дома и больницы базилики Неа. Рис. IES из BAR 39.6 (2013).
The vaults had already been converted into a cistern in the 6th century to supply the monastery and hospice of the Church of Nea. Fig. IES from BAR 39.6 (2013) 


13. В 1977 году, удаляя заполнение из сводчатого сооружения, Н. Авигад обнаружил греческую надпись на высоте ок. 7.6 м над полом. Текст хвалил императора Юстиниана и игумена Константина, ответственного за перестройку сооружения в резервуар. На фото Н. Авигад (крайний справа), Хиллель Гева (слева) и Шломо Маргалит (в центре). Рис. IES из BAR 39.6 (2013).
In 1977, while removing fill from the vaulted structure, Avigad discovered a monumental Greek inscription molded in gray plaster on the wall 25 feet above the floor. Inscribed in a tabula ansata atop a cross, the red-painted text celebrated the work of the emperor Justinian and the abbot Constantine, who were responsible for the transformation of the structure into a water reservoir. In the photo, Avigad (far right) examines the inscription with staff members Hillel Geva (left) and Shlomo Margalit (middle). Fig. IES from BAR 39.6 (2013) 


14. Спуск в цистерну (17.12.24).
Descent into the cistern (12/17/24) 


15. Спуск в цистерну (17.12.24).
Descent into the cistern (12/17/24) 


16-17. Спуск в цистерну (17.12.24).
Descent into the cistern (12/17/24) 


18. Ивритский перевод текста на табличке (17.12.24).
Hebrew translation of the inscription (12/17/24) 


19. Своды цистерны (17.12.24).
Cistern vaults (12/17/24) 


20-21. Своды цистерны (17.12.24).
Cistern vaults (12/17/24) 


22. На этом снимке видны остатки керамических труб, с помощью которых в цистерну собиралась вода.
This photo shows the remains of ceramic pipes from which water was collected in the cistern 


23. Ступеньки и штукатурка – византийские.
The steps and plasterwork are Byzantine 


24. Под этим театром находится цистерна для сбора излишков воды из резервуара базилики Неа.
Under this theatre there is a cistern for collecting excess water from the reservoir of the basilica 


25. Под этим театром находится цистерна для сбора излишков воды из резервуара базилики Неа. Фото: Википедия.
Under this theatre there is a cistern for collecting excess water from the reservoir of the basilica of Nea Theotokos. Photo: Wikipedia 

#СвятаяЗемля #Иерусалим #Христианство #НоваяЦерковьБогородицы #НеаТеотокос

Страница в последний раз отредактирована 27 декабря 2024 года

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.