26 октября/8 ноября отмечается день памяти Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306) 🙏💐
На посещение базилики Св. Димитрия в Салониках, построенной на месте его заключения, страданий и казни, я отвожу не менее двух часов, включая спуск в интереснейший музей в крипте, где собраны римские и ранневизантийские артефакты.
Первая церковь Св. Димитрия была небольшой молельней, основанной вскоре после 313 г. н. э. на руинах римской бани с фонтаном. В V веке епарх Леонтий возвёл здесь же большую трехнефную базилику, которая сгорела ок. 629-634 гг. в правление императора Ираклия. Вскоре после этого была возведена пятинефная базилика, украшенная мозаиками. Окончательно интерьер храма сформировался к середине IX века. В X веке к церкви был пристроен придел прп. Евфимия Солунского в форме маленькой базилики, расписанный в 1302-1303 годах.
Храм неоднократно горел, и был разграблен латинянами (ок. 1185) и турками (ок. 1430). Базилика была преобразована в мечеть в 1493 году, восстановлена для христианского богослужения в 1912 году, но снова уничтожена во время Большого пожара 1917 г. Частично сохранились только девять мозаик. Вновь храм был освящён в 1949 г., а мощи святого возвращены из Италии в 1978 году. Жители Святой Земли несомненно обратят внимание на большой список Иерусалимской/Гефсиманской иконы на выходе из Базилики
К наиболее ценным экспонатам музея в крипте можно отнести чашу для помазания миром, связанную с культом Св. Димитрия, а также восстановленный амвон храма, остатки кивория над алтарём, кивория над ракой с мощами и другие архитектурные скульптуры ранневизантийского храма
Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку фотографий (2024).
Happy Memorial Day to the Great Martyr Demetrius of Thessaloniki (c. 306). Several photos from the Hagios Demetrios Church in Thessaloniki 🙏
#Христианство #Праздники #Салоники #Св_Димитрий
Современный фасад базилики Св. Димитрия (слева). В ЮЗ части храма виден пристроенный в X веке придел св. Евфимия Солунского в виде маленькой базилики (справа)
Часть интерьера храма с иконостасом
Киворий и рака с мощами Св. Димитрия
Мозаика Св. Георгий и дети (VII век, слева). Мозаика Св. Сергий (VII век, справа)
Мозаичная панель с изображением Св. Димитрия в окружении епископа и префекта города (VII век). Известно, что префект Леонтий отразил несколько атак славян на стены Салоник. Очертания этих стен на панели, напоминающие квадратные нимбы, указывают на то, что епископ Иоанн и городской глава были живыми во время создания мозаики
Мозаика Св. Димитрий благословляет детей (видны их мать, один ребёнок и ноги второго; VII век)
Мозаика Св. Димитрий c правой рукой на плече дьякона (VII век, слева). Св. Григорий Палама кадит святого Иоасафа, а в правом верхнем углу изображена Богоматерь с Младенцем; фреска 15 века (справа)
Византийская капитель из храма V века (слева). Символическое место казни Св. Димитрия (справа)
Мощи св. Анисьи Солунской (слева). Мощи св. Григория Каллидиса (справа)
Мозаичная панель Богородицы на троне, в окружении Свв. Димитрия и Феодора, а также других святых. Находилась в северном внутреннем нефе Базилики. Сгорела в 1917 году. Фотография акварели W.S. George из Robin Cormack (2018)
Придел св. Евфимия Солунского. Остатки фресок 1302-1303 годов. Хорошо заметна, и находится на традиционном месте над апсидой, фреска Благовещения (слева). Около 1481 года в северо-западном углу центрального нефа была помещена мраморная гробница Луки Спадуниса/Лукаса Спантуниса, одного из богатейших торговцев Салоник, выполненная в стиле ренессанс. По преданию, он заплатил туркам высокую дань, чтобы храм оставался открытым для христиан. Мраморные элементы могилы привезены из Венеции. Под могилой находится надпись с двадцатью двумя ямбическими стихами в его честь
Символическая могила Св. Димитрия в часовне слева от входа в храм (слева). Копия Иерусалимской/Гефсиманской иконы на выходе из храма (справа)
Крипта. Остатки панели с надписью, говорящей о том, что “в годы <правления> Леонтия был расцвет храма Св. Димитрия, который позже сгорел”. Речь идёт о пожаре 629-639 годов и последующем восстановлении церкви
Римско-византийский фонтан в крипте, с изменениями II-XIV веков. Изначально состоял из пяти раковин-родников, остатки которых сохранились
P.S. Грустной страницей в истории базилики является использование при восстановлении храма после пожара 1917 года надгробных плит древнего еврейского кладбища. Началось это в 1940-е годы при немецкой власти. Еврейское кладбище в Салониках было крупнейшим еврейским кладбищем в мире, насчитывающим около 350 000 могил. В годы немецкой оккупации плиты еврейских кладбищ (не только в Салониках) стали активно применяться для строительных работ. Различные христианские конфессии также стали запрашивать соответствующие разрешения. Среди православных приходов был и приход храма Св. Димитрия, который в октябре 1943 года в своем документе от 18.10.43 1189 г. запросил у Митрополии в службе общественных работ Генеральной администрации Македонии (и, следовательно, у немцев, которые контролировали движение материалов) 500 надгробий и 20 000 постаментов. Вряд ли такое количество было получено, но часть надгробий действительно использована для мощения пола обновлённого храма (согл. https://en.kis.gr/index.php/arthra/ellinikos-evraismos/2015-11-03-07-50-06).
Что здесь можно сказать? Санкт-Петербург тоже стоит на “финских гробах”, а власти Ленинграда в годы индустриализации использовали территории кладбищ для строительства домов, заводов, парков. Это вандализм, конечно, но ничего не поделаешь. Виновных давно нет в живых. Базилика продолжает оставаться христианским памятником мирового значения, а современный паломник, приходящий за помощью к Св. Димитрию меньше всего думает о том, из каких камней он построен 🙏
Страница в последний раз отредактирована 09 ноября 2024 года