День Петра и Павла

День памяти первоверховных апостолов Петра и Павла (ок. 67) отмечается 29 июня/12 июля н.ст. С праздником! 🙏💐

Несколько комментариев. В последние годы я всё чаще вижу в храмах и не только иконы обнимающихся Петра и Павла. Такой сюжет появляется в иконографии лишь к 14 веку, к периоду попыток оставшейся без союзников в восточной Европе Византии заключить унию с католической церковью, что меня несколько смущает.

Далее, мы высоко ценим выдающуюся роль апостолов в создании Христианской церкви, но вряд ли отношения между ними, как и отношение первых иудео-христианских общин к Павлу, были гладкими. Здесь и иное социальное происхождение (сын римского гражданина) и прошлое гонителя христиан, и то, что он не был свидетелем Страстей Христовых, и то, что претендовал на руководящую роль, и то, что возглавлял движение навстречу язычникам (допускал совместные трапезы, отсутствие обрезания, кошрута и т.п.). Это движение вызывало смущение у обратившихся ко Христу иудеев, которые чтили старые обычаи. Не имея принципиальных возражений против апостольской миссии среди язычников, они требовали от последних соблюдения норм иудаизма. Петр тут не был исключением. Именно на этой почве и возникли разногласия между ним и апостолом Павлом. В Новом Завете мы видим отражение этих противоречий в описаниях кратких визитов Павла в Иерусалим и Петра со спутниками в Антиохию (см. Послания к Галатам). В то же время, Павел был ценен иерусалимской общине, как человек, прекрасно владеющий греческим, да и просто хороший оратор.

Некотрые проблемы удалось сгладить на на иерусалимском (апостольском) соборе, который состоялся примерно в 49 году, но об объятиях говорить вряд ли приходится. И даже после казни апостолов в Риме, в правление чудовищного императора Нерона, погребены они были, согласно римскому христианскому поэту Пруденцию, по разные стороны Тибра.

В 3-4-х веках, когда церковь постепенно выходила из подполья, и нужно было решать канонические вопросы, христианские авторы начинают называть отношения апостолов примером “согласия и терпения” (Киприан Карфагенский, Иоанн Златоуст). А в конце 4-го – начале 5-го веков апостолы появляются вместе на фресках, к примеру, по сторонам от образа Иисуса Христа.

Тем не менее, среди иллюстраций я привожу и росписи из пещерной церкви Кокар из долины Ихлара в Каппадокии (10 в.), где Петр и Павел сидят среди апостолов, безо всякого видимого привилегированного положения и не рядом с друг другом. С праздником! 🙏💐

The Feast of the holy, glorious and supreme apostles Peter and Paul (c. 67) is celebrated on June 29/July 12. 🙏💐
A humble selection of pictures from my travels and more follows.

#Христианство #Праздники #Петр #Павел #Антиохия #Тарс #Кастория


01. «Объятия апостолов Петра и Павла» (имена которых написаны на латыни). Художник Ангелос Акотадос/Акотантос. Крит, 1-я пол. 15 века.
Образ иногда рассматривается как символ экуменического мира, связанного с надеждами на объединение восточной и западной церквей, не оправдавшимися на Ферраро-Флорентийском соборе (1438–1439). Музей Эшмола/Ashmolean Museum of Art and Archaeology, Оксфорд.
‘The Embrace of the Apostles Peter and Paul'(whose names are inscribed in Latin). Painter Angelos Akotantos, Crete, 1st half of 15th century.
The image is sometimes seen as a symbol of the ecumenical world, associated with hopes for the union of the eastern and western churches, which were not realized at the Council of Ferrara-Florence (1438–1439). Ashmolean Museum, Oxford


02. Свв. Апостолы Петр и Павел с крестом. Символическое изображение союза церквей (унии), западно-католической и восточно-православной. Византийский музей (Афины). Конец 14 в
Image of the apostles Peter and Paul with a cross. Symbolic representation of the union of the Churches, Western Catholic and Eastern Orthodox. Byzantium Museum (Athens). End of the 14th c.


03. Свв. Апостолы Петр и Павел. Синайский монастырь. 14 в.
St. Apostles Peter and Paul. Sinai Monastery. 14th century


04. Св. Пётр. Мозаика бывшего храма Христа Спасителя в Хорах, Константинополь, 14 век.
St. Peter. Mosaic of the former church of Christ the Savior in Chora, Constantinople, 14th century


05. Св. Павел. Мозаика бывшего храма Христа Спасителя в Хорах, Константинополь, начало 14 века. Правее виден фрагмент Деисуса с донорами Исааком Комниным и Марией Монгольской (сестрой Меланией).
St. Paul. Mosaic of the former church of Christ the Savior in Chora, Constantinople, beginning of the 14th century. To the right you can see a fragment of the Deesis with donors Isaac Komnenos and Mary of Mongol (Melane the Nun)


06. Церковь свв. Бессребренников (Космы и Дамиана). Изображения Свт. Николая, апостолов Петра и Павла, а также свв. Космы и Дамиана на фасаде церкви. Кастория, Греция, последняя треть 12 в.
Church of Ag. Anargyroi (Cosmas and Damian). Images of St. Nicholas, the Apostles Peter and Paul, as well as Saints Cosmas and Damian on the facade of the church. Kastoria, Greece, last third of the 12th century


07. Церковь свв. Бессребренников (Космы и Дамиана). Изображения Свт. Николая, апостолов Петра и Павла, а также свв. Космы и Дамиана на фасаде церкви. Кастория, Греция, последняя треть 12 в.
Church of Ag. Anargyroi (Cosmas and Damian). Images of St. Nicholas, the Apostles Peter and Paul, as well as Saints Cosmas and Damian on the facade of the church. Kastoria, Greece, last third of the 12th century


08. Церковь свв. Бессребренников (Космы и Дамиана). Изображения Свт. Николая, апостолов Петра и Павла, а также свв. Космы и Дамиана на фасаде церкви. Кастория, Греция, последняя треть 12 в.
Church of Ag. Anargyroi (Cosmas and Damian). Images of St. Nicholas, the Apostles Peter and Paul, as well as Saints Cosmas and Damian on the facade of the church. Kastoria, Greece, last third of the 12th century


09. Пещерная церковь “Кокар”. Долина Ихлара, Каппадокия, 10 в. Фрески находятся в плохом состоянии.
Kokar Church, Ihlara Valley, Cappadocia, 10th century. The frescoes are in poor condition


10. Пещерная церковь “Кокар”. Долина Ихлара, Каппадокия, 10 в. Фрески находятся в плохом состоянии.
Kokar Church, Ihlara Valley, Cappadocia, 10th century. The frescoes are in poor condition


11. Пещерная церковь “Кокар”. Долина Ихлара, Каппадокия, 10 в. Фрески находятся в плохом состоянии.
Kokar Church, Ihlara Valley, Cappadocia, 10th century. The frescoes are in poor condition


12. Пещерная церковь “Кокар”. Долина Ихлара, Каппадокия, 10 в. Фрески находятся в плохом состоянии.
Kokar Church, Ihlara Valley, Cappadocia, 10th century. The frescoes are in poor condition


13. Петр посвящает первых диаконов. Пещерная церковь “Токалы”, Новая церковь (построенная через 45 лет после Старой), Каппадокия, 10 век.
Peter commissioning first deacons. Buckle Church (Тоkalı Kilise), New Тоkalı, Cappadocia, 10th century (only 45 years after Old Tokalı)


14. Пещерный храм св. Петра (Антиохия).
Cave Church of St. Peter (Antioch)


15. Пещерный храм св. Петра (Антиохия).
Cave Church of St. Peter (Antioch)


16. Пещерный храм св. Петра (Антиохия).
Cave Church of St. Peter (Antioch)


17. Быв.церковь св. Павла (Тарс).
Former Church of St. Paul (Tarsus)


18. Колодец св. Павла (Тарс).
Well of Saint Paul (Tarsus)


19. Фрагмент улицы Римского периода (Тарс).
Fragment of a street from the Roman period (Tarsus)

Страница в последний раз отредактирована 12 июля 2024 года

Добавить отзыв

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.