Мечеть Зайрек (тур. Молла Зайрек Джами), в прошлом, храм Христа Всемогущего («Пантократора») — второй по размерам, после собора Св. Софии, памятник византийской архитектуры, сохранившийся в Стамбуле. Мечеть расположена на спускающемся к бухте Золотой Рог склоне четвёртого холма и хорошо просматривается, к примеру, от Килисе Джами (тур. Kilise Camii, букв. Храмовой мечети), вероятной быв. церкви св. Феодора (англ. St. Theodore) XII-XIII веков, стоящей к западу от известной мечети Сулеймания.
Пантократор уникален тем, что состоит из двух пристроенных друг к другу небольших купольных базилик, условно называемых «северная» и «южная», и двухкупольной погребальной часовни арх. Михаила между ними. Второй купол часовне, возможно, потребовался для придания комплексу более элегантного вида, но не исключено, что имел и функциональное назначение. Между опорными колоннами/столбами куполов, было удобно сделать проходы между храмами. В результате, вместо глухих стен, храмы от часовни отделяют всего по три колонны, и мы видим единое световое пространство, шириной около 40 м.
Монастырь Пантократора, вид с востока (Sharon Nathan, 2016, Wikipedia, слева); вид с юга (2018, справа)
Погребальную часовню основатель и спонсор монастыря, император Иоанн II Комнин (годы прав. 1118 – 1143) называл Героон (Heroon или Heroön). В Древней Греции герооном считалось святилище, посвящённое герою. Обычно оно воздвигалось на предполагаемой могиле или месте гибели героя, или у его кенотафа. В случае Пантократора предполагался фамильный мавзолей над которым «надзирал» ангел смерти – архангел Михаил. Часовня изначально предназначалась для погребения династии Комниных, начиная с имп. Ирины Венгерской (✝1134), построившей самый первый (и большой) Южный храм монастыря. Саркофаг императрицы, выполненный из зеленоватого офикальцита (англ. verd antique) был взломан и разграблен рыцарями Четвёртого крестового похода (1204). Пустой гроб стоял у монастыря Пантократора до середины XIX века, когда был перенесён в экзонартекс храма Св. Софии, где находится и сейчас. В свое время в монастыре размещалось более десятка захоронений членов семей императоров из династий Комнинов и Палеологов (см. Георгий Сфрандзи, Alexander Van Millingen, 1912, R. Ousterhout, 2001).
План монастыря, согл. R. Ousterhout (2009, слева). Северный храм, вид с севера (в центре, 2023). Северный храм, вид с юга (справа, 2023)
Северный храм и часовню, а также, скорее всего, экзонартекс, возвёл уже сам Иоанн II Комнин. Рядом с могилой его сына, Мануила I Комнина (годы прав. 1143-1180), по свидетельству писателя Никиты Хониата (XII-XIII вв.), был установлен перенесённый из Эфеса, а ранее из Иерусалима, Камень помазания Иисуса Христа. По мнению некоторых историков (C. Mango, 1962, F. Babinger, 1956) этот камень позже мог «перекочевать» в коллекцию христианских реликвий, собранных завоевателем Города, Мехмедом II “Фатихом”, в султанском дворце. На переходе из часовни в южный храм, на возможном месте Камня помазания, сохранилось прямоугольное углубление: «оправа», которую мы не замечаем из-за ковров. Её можно видеть на фотографиях, сделанных при реконструкции мечети во второй половине XX века (Arthur H. S. Megaw, 1963, Robert Ousterhout, 2001).
Женщинам разрешалось посещать службы только в Северном храме, а католиконом основной службы был Южный. Весь интерьер был спроектирован так, чтобы впечатлить изумлённого посетителя, особенно ночью, из-за щедрого освещения свечами1.
Красивые дверные проёмы из красного гранита ведут из экзонартекса в нартекс и из нартекса в наосы храмов (2023)
Не всем известно, что по словам Сильвестра Сиропула,2 члена константинопольской делегации на Ферраро-Флорентийском соборе 1438–45 годов, посвящённом преодолению догматических разногласий между западной (католической) и восточной церквями и заключению унии между ними, шесть великолепных эмалей верхнего ряда «золотого алтаря» (Пала д’Оро) собора Св. Марка в Венеции привезены (читай, украдены) из монастыря Пантократора, после захвата Константинополя латинянами в 1204 году.3
Вот, что он пишет:
«Патриарх4 в тот день, который был установлен, чтобы идти к императору, первым делом пошел в храм Св. Марка и увидел находящиеся там священные сокровища, богатейшие и драгоценнейшие. Среди них были величайшие и сверкающие драгоценные камни и любой вид священных изображений, изготовленных из лучших и драгоценных материалов. Одни были вырезаны в камне с величайшим искусством, другие наилучшим образом сделаны из чистейшего золота. Там мы увидели т. н. «священный темплон» божественного написания, сияющий блеском золота, множеством драгоценных камней, величиной и красотой жемчуга, поражающий зрителя изяществом и разнообразием искусства. Все это во время захвата Города (когда он, увы, был взят латинянами) было привезено из него сюда по закону добычи и собрано в образе величайшей иконы и помещено наверху главного алтаря. Икона была хорошо закрыта спереди и сзади величественными дверями и сохранена ключами и печатями. Двери открывались дважды в год – на Рождество Христово и на праздник Воскресения. Из всех, созерцающих там эту составленную из многих икону, для тех, кто ею владеет, это становится радостью, похвалой и наслаждением, а для тех, кто ее лишился, если они там оказываются, это бесчестье, скорбь и стыд, как и с нами это тогда произошло. Хотя нам говорили, что иконы темплона происходят из святейшей Великой церкви (видимо, собора Св. Софии, ИЦ), но из надписей и портретов Комнинов мы с точностью узнали, что они из монастыря Пантократора. Итак, если эти вещи – из монастыря, то можно представить, насколько их превосходили иконы и предметы из Великой церкви по блеску и великолепию материала, по изяществу и искусству мастерства и превосходству цены» (Воспоминание четвертое, 25. Пер. А. Занемонца)
Пала д’Оро. Собор Св. Марка (Венеция). Левый снимок: by Gérard – Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=40077038. Центральный: by Keete 37 – Own work, CC BY 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=42872995. Правый: R. Cormack (2018), p. 145
После взятия города османами (1453) султан Мехмед II «Фатих» (годы прав. 1451 – 1481) назначил Константинопольским Патриархом насельника монастыря Пантократора Геннадия (Георгия) Схолария, византийского философа и теолога, принявшего монашество в 1450 году, в том числе, в знак протеста против Флорентийской унии. 1 июня 1453 года, всего через три дня после захвата, процессия нового Патриарха прошла по городским улицам, и султан наделил Геннадия знаками новой должности – посохом (диканикионом) и мантией. Это церемониальное наложение будет повторятся всеми султанами вплоть до падения Османской империи. К слову, упомянутый выше Сильвестр Сиропул был близким соратником Геннадия Схолария.
Северный («женский») храм (2023). Интерьер и остатки карниза, некогда покрытого сусальным золотом (см. Robert Ousterhout, 2009)
На территории монастыря, включавшего госпиталь, богадельню, библиотеку – вероятная мечеть Шейх Сулейман/Şeyh Süleyman Mosque – а также несколько цистерн (Zeyrek Sarnıcı и др.) появилось медресе, одним из преподавателей (тур. müderris) которого был мулла Мехмед Эфенди по прозвищу «Зайрек» (Zeyrek). После завершения строительства мечети Фатих на месте усыпальницы императоров, византийского храма Святых Апостолов (1470-71), медресе переехало туда, а Пантократор продолжал использоваться как мечеть.
Купола и интерьер быв. часовни арх. Михаила
Полы базилик и часовни были застелены коврами, а гробницы, вероятно, уничтожены. Красивый пол из штучной мозаики (лат. opus sectile) в Южном храме, где на одной из панелей был изображён подвиг Самсона, сохранился до настоящего времени, и реставраторы с ним хорошо знакомы. Помимо Самсона, в центральной части пола были изображения львов, мифологических существ и сражающихся животных (Robert Ousterhout, 2001).
Скрытые коврами полы храмов монастыря Пантократора. Слева: штучная мозаика (лат. Opus Sectile) Южного храма (согл. David Hendrix, The Byzantine Legacy). В центре: схема мозаик Южного храма (согл. Arthur H. S. Megaw, 1963). Справа: фрагмент мозаики (Cengiz Bektaş, 1993)
Ещё в середине XVIII века в монастыре сохранялись фигуративные изображения. Вот, что писал английский священник и путешественник Ричард Поукок (Richard Pococke, 1704 – 1765), посетивший Пантократор примерно в 1738 году:
«Другая церковь, превращенная в мечеть, находится на северном склоне четвертого холма; она была посвящена Всевышнему, имеет два портика и разделена на три части, причем купола поддерживаются колоннами из красного гранита; все украшено фигурами апостолов и историей нашего Спасителя в мозаичной работе, и тема каждого отделения описана на греческом языке; турки изуродовали им всем лица» (перевод наш)
Саркофаг Ирины Венгерской в экзонартексе храма Св. Софии (2018, слева). «Оправа» и углубление в полу в проходе между Южным храмом и часовней, где возможно находился Камень помазания (согл. Robert Ousterhout, 2001, справа)
Та же «оправа» и гипотетические места размещения гробниц (согл. Robert Ousterhout, 2001 и Arthur H. S. Megaw, 1963, слева). Вид из часовни Арх. Михаила в сторону южного храма (2023, справа). Обратите внимание на византйскую колонну
В 1766 году город постигло катастрофическое землетрясение. Большой ущерб был нанесён и бывшим храмам монастыря Пантократора.
Прежде всего, исчезло остекление, включавшее уникальные витражи. В ходе работ, проведённых в монастыре американским Византийским институтом (Dumbarton Oaks) в 1950-е – нач. 1960-х годов, было обнаружено огромное количество обломков цветного и прозрачного стекла, когда-то закрывавшего восточное апсидное окно Южного храма. В обломках были найдены изображения глаза, частей одежды и др. Поскольку храм датируется 1126 годом, а первые образцы латинских витражей появляются около 1140 года, то возникает вопрос, кто был родоначальником этой техники остекления (Arthur H. S. Megaw, 1963)? Остатки цветного остекления, фрагменты алтарной преграды, а также саркофагов и реликвариев из Пантократора до недавнего времени можно было увидеть в Стамбульском археологическом музее.
При восстановлении Южного храма турки разобрали синтрон – дугообразную скамью для духовенства, примыкающую изнутри к восточной стене алтаря и идущую вдоль стены главной апсиды храма. Сейчас подобный синтрон можно видеть в Стамбуле только в храме Св. Ирины.
Остатки мозаик, карниза и византийская колонна часовни арх. Михаила
Часть выполненных из цветного мрамора панелей облицовки стен, подобных тем, что мы видим в храме Св. Софии и быв. церкви Христа Спасителя в Хорах, была заменена имитационными росписями, которые хорошо заметны в Южного церкви. Некоторые мраморные плиты облицовки имеют османское происхождение, к примеру, те, что расположены в нижней части апсиды Южного храма; они появились там после удаления синтрона.
Южный храм. Фото внизу справа: David Hendrix
Минбар в Южном храме. Хорошо заметны византийские архитектурные элементы, заимствованные из руин храма Св. Полиевкта. А также имитация утерянных мраморных плит облицовки стен (2023)
В XX–XXI веках было проведено несколько реконструкций мечети Зайрек. Была восстановлена кровля, купола, заменены оконные переплёты и др. Интерьер, который мы видим сейчас, выполнен в стиле «османского барокко», и, видимо, остаётся таковым с конца XVIII века. Последняя реставрация завершилась в 2017 году. Штукатурка XXI века, возможно, скрывает остатки настенных мозаик, сохранившихся после упомянутого землетрясения XVIII в.
Мусульманская галерея и остатки византийских колонн, и капителей (2023, слева). Северная стена экзонартекса. Остатки фресок (в центре). Аккские пилястры, Венеция (David Hendrix, справа)
В ходе землетрясения и последовавшего восстановлении была утеряна и часть колонн. Современные колонны Южного храма представляют собой турецкую замену оригинальным, выполненным из красного гранита и имевшим более двух метров в окружности. В Северном храме колонны заменены простыми четырёхугольными столбами. Купол северной церкви также несколько раз переделывался. Но и сегодня мы видим в интерьере Северного и Южного храмов остатки изящного византийского карниза, когда-то покрытого сусальным золотом, о чём говорят обнаруженные реставраторами остатки армянского болюса (вида глины), – традиционной основы для золотой фольги, – а также остатки фресок в окнах северной стены экзонартекса и цветной мозаики над апсидным окном часовни. От византийского периода сохранились и красивые дверные проёмы из красного гранита, ведущие из экзонартекса в нартекс и из нартекса – в сами храмы.
В минбар (мусульманское возвышение/кафедру) в южной базилике искусно вмонтированы византийские архитектурные элементы, включающие фрагменты украшений из храма св. Полиевкта, первой купольной базилики Константинополя, разрушенной после X века (Robin Cormack, 2008, p. 38), руины которой находятся в центре города к западу от мечети Шехзаде. В настоящее время часть этих элементов (два пилястра) стоят у собора св. Марка в Венеции (т.н. Pillars of Acre), а другие – можно видеть в Стамбульском археологическом музее, в Вене, Барселоне и др.
Типикон (устав) монастыря Пантократор, наряду с типиконами монастырей Студийского и Константина Липса, уникален тем, что сохранились как сам документ, так и здания. Составленный в 1136 году, он содержит богатую информацию, включая подробные литургические и церемониальные указания, а также подробности об управлении. В монастыре могло проживать до 80 монахов, из которых 50 были братьями-певчими. Монастырский комплекс включал в себя больницу на 50 коек с медицинской школой и герокомейон (дом престарелых) для 24 стариков. Поодаль от монастыря был построен и лепрозорий.
Не так давно, 3 июля 2024 года, неутомимый исследователь Византийского наследия Константинополя, Дэвид Хендрикс (aka The Byzantine Legacy), опубликовал в Фейсбуке пост о латинской надписи на одной из нижних мраморных плит облицовки южной стены апсиды кафоликона (Южного храма). Я её, к слову, никогда не замечал. Надпись датирована 1418 годом:
+ • NICOLAUS • OTAVIANUS • DE •
M CCCC XVIII DIE VI APILLIS
PONO MEUM SIGN[..] OLLEM
{mark} (расшифровка д-ра Хасана Серджана Саалама/Dr. Hasan Sercan Sağlam).
Примерный русский перевод текста гласит:
Николаус {де} Оттавианус [Никколо де Оттавиани]. 6 апреля 1418 года. Я оставляю свой знак {подпись}
1418 год – это время правления императора Мануила II Палеолога (1391 – 1425), эпоха попыток слабеющей и исчезающей Византии наладить связи с латинским Западом против могущественной Османской империи. 1 окт. 1422 года у Мануила II произошел апоплексический удар (инсульт); он постепенно отошел от дел, передав управление империей старшему сыну Иоанну VIII, предпоследнему византийскому императору. За 2 дня до кончины, последовавшей 21 июля 1425 года, парализованный Мануил принял постриг с именем Матфей. Он был погребен в одном из храмов монастыря Пантократор, где точно, мы никогда не узнаем.
Британский учёный Александр ван Миллинген (Alexander van Millingen, 1840 – 1915), проработавший в Стамбуле более 35 лет, в книге “Byzantine Churches of Constantinople”, утверждал, что в погребальной часовне, среди прочих, были похоронены император Иоанн II Комнин (✝1143), первая жена Мануила I Комнина Берта Зульцбахская (✝1159) и император Иоанн V Палеолог (✝1391). Византийский историк и государственный деятель последних лет империи Георгий Сфрандзи (Georgios Sphrantzes) (1401 – после 1478, о. Корфу), наместник Патр, Селимврии, Мистры, а с 1451 — великий логофет (глава гражданской администрации), в своей «Хронике» отмечал, что в 1420–1450 годах в монастыре упокоились по крайней мере ещё восемь человек, среди которых император Мануил II Палеолог ( ✝1425), его супруга Елена Драгаш (✝1450), их сыновья: деспот Салоник Андроник Палеолог (✝1429) и деспот Мореи (Пелопоннеса) Феодор II Палеолог (✝ 1447), император Иоанн VIII Палеолог (✝1447), его третья и последняя жена, Мария Трапезундская (✝1439), супруга императора Иоанна VII Евгения Гаттилусио (✝1440), а также игумен монастыря Пантократора (и друг Георгия Сфрандзи) Макариос (Макрис, ✝1431). О саркофаге императрицы Ирины Венгерской (✝1134) мы писали выше.
Латинская надпись в южном храме монастыря (The Byzantine Legacy)
Примечания:
- Подробнее о храме мы писали здесь.
- Сильвестр Сиропул (Sylvester Syropoulos, ок. 1400 – после 1453) – представитель последнего поколения византийцев, как и св. Марк Эфесский, Виссарион Никейский, Геннадий Схоларий, Иоанн Евгении. Он был свидетелем последних десятилетий истории Византии, участником Ферраро-Флорентийского собора (в качестве диакона и чиновника Патриархии), присутствовал в Константинополе во время захвата его турками, а в первые годы турецкой власти принимал самое активное участие в восстановлении церковной жизни.
- Пала д’Оро (итал. Pala d‘Oro — «золотой алтарь») — алтарный экран, размером 334 × 251 см, в базилике Св. Марка (Венеция), выполненный в технике перегородчатой эмали. Латинское слово «рala» означает «плоскость, лопатка», фактически – это не алтарь в обычном смысле, а только его передняя стенка — антепендиум. Миниатюры алтаря (их ,около 250) выполнены в технике перегородчатой эмали византийскими мастерами в X—XII веках. Дополнительно, Пала д’Оро украшен 1927 драгоценными камнями. Верхний ряд Пала д’Оро включает изображения шести церковных праздников, расположенных по сторонам от фигуры архангела Михаила: Вход Господень в Иерусалим, Сошествие Христа в ад, Распятие Христово, Вознесение Христово, Сошествие святого Духа и Успение Богородицы.
- Патриа́рх Иоси́ф II (греч. Πατριάρχης Ιωσήφ Β; умер 10 июня 1439) — константинопольский патриарх с 1416 по 1439 год. Вероятно, был внебрачным сыном бежавшего в Константинопольболгарского царя Михаила Шишмана (Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 410.
Источники:
- A description of the East, and some other countries by Pococke, Richard, London, W. Bowyer, Vol.2, Pt.2, 1743 – URL: https://archive.org/details/gri_33125009339611/page/n15/mode/2up
- Bibliotheca hagiographica graeca, 2nd ed., ed. Société des Bollandistes, Subsidia Hagiographica 8 (Bruxelles: Société des Bollandistes, 1909)
- Cormack, Byzantine Art. Oxford History of Art, Second edition, Oxford, 2018, 272 pp. ISBN: 9780198778790
- The Fall of the Byzantine Empire: A Chronicle by George Sphrantzes, 1401–1477. Translated by Marios Philippides. Amherst: University of Massachusetts Press, 1980. 174 pp. URL: https://idoc.pub/documents/the-fall-of-the-byzantine-empire-a-chronicle-by-george-sphrantzes-1401-1477-8jlkv7op78n5
- Mango, Cyril, “Three Imperial Byzantine Sarcophagi Discovered in 1750,” DOP 16 (1962), 397-9. URL: https://www.jstor.org/stable/1291168
- Megaw Arthur H. S. Notes on Recent Work of the Byzantine Institute in Istanbul. Dumbarton Oaks Papers, vol. 17, 1963, pp. 333–371. URL: www.jstor.org/stable/1291197. Accessed 31 Oct. 2020.
- Melvani, Nicholas. The tombs of the Palaiologan emperors, Byzantine and Modern Greek Studies, Volume 42, Issue 2, October 2018, pp. 237 – 260. DOI: https://doi.org/10.1017/byz.2018.7
- Ousterhout, Robert. Architecture, art and Komnenian ideology at the Pantokrator monastery in Necipoglu, N. (Eds.). Byzantine Constantinople: Monuments, Topography and Everyday Leiden, The Netherlands: Brill, 2001. DOI: https://doi.org/10.1163/9789004473621
- Ousterhout, Robert, Zeynep Ahunbay, and Metin Ahunbay. Study and Restoration of the Zeyrek Camii in Istanbul: Second Report, 2001-2005. Dumbarton Oaks Paper 63 (2009): 235–56. http://www.jstor.org/stable/41219768.
- Pantokrator Monastery. URL: https://www.thebyzantinelegacy.com/pantokrator-monastery
- Van Millingen, Alexander. Byzantine Churches in Constantinople Their History and Architecture. // Macmillan And Co. London, 1912. 477 pp. URL: https://www.gutenberg.org/files/29077/29077-h/29077-h.htm.
- Геннадий II Схоларий. // Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/162102.html
- Никиты Хониата История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина. Том 1. Перевод под редакцией проф. В. И. Долоцкого. СПб., 1860. Кн. 7:7. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/Xoniat/1_2.htm
- Сильвестр Сиропул : Воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе (1438-1439) : В 12 част. /. Пер. с греч., вступ. ст. А. Занемонца. СПб. : «Издательство Олега Абышко»; «Университетская книга — СПб», 2010. — 352 с. ISBN 978-5-903525-49-2. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/vospominanija-o-ferraro-florentijskom-sobore-1438-1349/
- Хождение на Флорентийский Собор. Подготовка текста, перевод и комментарии Н. А. Казаковой. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4996
Страница в последний раз отредактирована 13 июля 2024 года