И ещё о Кастории. Храм св. Архангелов: «усопшие магнаты», болгарские цари, греки, сербы и другие

Архитектура, росписи и судьба этого маленького храма отражают бурную историю Кастории. Колонны раннехристианской греческой базилики, болгарская (?) церковь 10 века, вернувшаяся в руки Византии с перерывом на норманн и вновь болгар, перестроенная и расписанная сербами в середине 14 века, бывшая при османах в 15 веке «непростой» кладбищенской церковью, на стенах которой мы видим портреты усопшей местной знати, место погребения одного из героев антитурецкого восстания, всё это – храм Таксиархис Метрополеос (греч. Ταξιάρχης της Μητροπόλεως) или, проще говоря, Св. Архангелов у Митрополии.

Из-за своего окраинного северо-западного расположения византийская Кастория в дотурецкую эпоху часто захватывалась завоевателями, но благодаря природным ресурсам: меху и рыбе удерживала экономическое благополучие. Исключение составляет, разве что, период с 6 по 10 вв. н.э., когда о городе мало что известно. С 10 века в Кастории сохранились небольшие православные храмы, которые постепенно поновлялись, перестраивались и расписывались заново. В 1018 году император Василий II Болгаробо́йца изгнал из города болгар. В 1083 году Кастория (слав. Костур) была захвачена норманнами под предводительством Роберта Отвиля («Гвискара») и его сына Боэмунда. Возможно, к этому периоду относится фреска Св. Троицы в церкви Панагии Кумбелидики, выполненная под очевидным католическим влиянием. На ней Иисус Христос держит на подносе св. Духа в виде голубя. После кончины императора Мануила Комнина (1180) и последовавшего за этим периода смуты, закончившегося захватом Константинополя крестоносцами в 1204 году, центральная власть практически не контролировала город. В 1218 году Костур вошёл в состав Эпирского греческого царства Феодора Комнина Дуки. В 1259 году был захвачен войсками Никейской империи. В 1345 году стал частью Сербского царства Стефана IV Душана. В 1371 году городом завладели албанцы (аристократическое семейство Музака), а с 1385 по 1913 годы Кастория была в составе Османской империи.

Одной из целей моего приезда в Касторию и было желание увидеть, как увековечили себя в стенах (и на стенах), зачастую, одного и того же храма, ктиторы и завоеватели разного происхождения и разных веков


Храм Св. Архангелов у Митрополии (апрель 2023)

Храм Св. Архангелов расположен в юго-западной части города в пределах византийских стен неподалеку от Митрополии – здания турецкой эпохи, от которой и получил относительно недавнюю прибавку к названию. Он представляет собой небольшую трехнефную сводчатую базилику с притвором.  Вполне вероятно, что когда-то это была кладбищенская церковь, поскольку вдоль её южной стены тянется галерея с изображениями знатных горожан, обращающихся с молитвой к Богородице, Иисусу Христу и арх. Михаилу. На стенде в местном Византийском музее они красиво названы «усопшими магнатами» (κεκοιμημένοι άρχοντες). Датируется эта галерея XV веком, т.е. османской эпохой, когда Кастория – город со смешанным населением – пользовалась автономией и административными привилегиями.




«Усопшие магнаты» (κεκοιμημένοι άρχοντες). Южная галерея храма св. Архангелов

Скорее всего, храм построен в начале 10 века, и самые старые фрески современны дате его основания. Они находятся в северном и южном нефах, и в нартексе. Как и в других городских средневизантийских храмах в стенах использована перегородчатая кладка (cloisonné masonry). Судя по сполиям (колоннам) не исключено, что церковь возведена на месте раннехристианской базилики. Затем, северный неф был расширен и удвоен по ширине, и теперь заканчивается двумя нишами в восточной стене вместо обычной одной. По некоторым признакам (разрыв в кладке и др.) можно судить, что и нартекс пристроен к храму позднее. Южная галерея поддерживается контрфорсами 1937 года.

Очень любопытны росписи на западной внешней стене. Здесь, помимо впечатляющих фигур архангелов Гавриила и Михаила, мы видим образы Богородицы с младенцем (над входом), а также скромно стоящего у ног своего небесного покровителя болгарского царя Михаила I Асена (1248–1256/57) и его матери Ирины Комниной Дукини. Композиция относится к середине 13 века. Юный царь был убит в возрасте 17-18 лет, так что, возможно, это его посмертное изображение. Царь и соправительница-мать изображены в полный рост, одетыми в царские одежды. В плохо сохранившейся надписи упоминается «Великий царь Асан [Асен]» и его мать. Сюжет красноречиво указывает на то, как во все времена набожные владыки демонстрировали свое особое положение между Богом и «чернью». Впрочем, уже в 1259 году власть в Кастории вернулась к византийцам.



Западный вход с фигурами архангелов Гавриила и Михаила, а также царя Михаила I Асена/Асеня и его матери

Захватив город в 1345 году, сербы отремонтировали кровлю и заново расписали храм. Эти росписи, близкие по стилю к фрескам в Охриде (ныне Северная Македония), столичном центре региона, были выполнены в 1359-1360 годах на пожертвования монаха Даниила. Дарственная надпись над входом в наос упоминает о правлении в Кастории Симеона Синиши Неманича (1326—1371), сына Стефана Уроша III и византийки Марии Палеолог, внучки по матери великого логофета Феодора Метохита. Симеон был сводным братом сербского короля Стефана Уроша IV Душана (1308–1355) и после смерти последнего провозгласил себя царем сербов и греков. К фрескам этого времени относятся образы Богоматери Знамения и Святого Причастия в алтарной апсиде, сцены из Двенадцати великих праздников и Страстей Христовых на стенах нефа, фигуры святых на нижних уровнях, и Успение Богородицы над входом в главный неф (в греческих храмах этот образ часто находится на западной стене).

В храме также покоятся останки воевавшего против турок и болгар, и погибшего в горах у Кастории греческого офицера Павлоса Меласа (Παύλος Μελάς, 1870 – 1904), и его жены Наталии.


Алтарь храма (слева). Памятник Павлосу Меласу (справа)

Источники:

  1. Discover Kastoria. Ναός Ταξιαρχών Μητροπόλεως. URL: https://www.discoverkastoria.gr/place/ναός-ταξιαρχών-μητροπόλεως/
  2. Middle Byzantine Churches of Kastoria. URL: https://grandeflanerie.com/portfolio/byzantinekastoria/
  3. Eugenia Drakopoulou, ‘Kastoria. Art, Patronage and Society’, Heaven and Earth, Cities and Countryside in Byzantine Greece, Athens: 2013, pp. 114-125. URL: https://helios-eie.ekt.gr/EIE/bitstream/10442/14109/1/byzantium_vol_2_Kastoria_drako-libre.pdf
  4. Религиозные памятники Кастории (брошюра из Византийского Музея)

#греция #кастория #монастыри
Страница в последний раз отредактирована 30 апреля 2023 года

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.