Урфа/Эдесса: Авраам, Гёбекли Тепе и многое другое

Вместо введения

В январе 2020 года нам посчастливилось провести несколько дней в Урфе/Эдессе. И поначалу просто хотелось передать свои впечатления о городе, не углубляясь в исторические поиски. Но постепенно тема «обросла» источниками, и составление очерка затянулось больше, чем на год. И тормозило меня не только разнообразие известных сюжетов, таких как, неолитическое святилище Гёбекли тепе, место рождения Авраама, царь Абгар V «чёрный» с апокрифической перепиской с Иисусом Христом и «Эдесским образом», мозаики, цитадель, первое государство крестоносцев, во главе с будущим королём Иерусалима Балдуином Булонским, ранние христианские святые, халкидоняне и их противники (тот же Яаков Барадей) и др. Дело в том, что город имеет очень непростую ауру – его пограничное расположение сопровождалось частыми захватами, включая уничтожение и изгнание коренных жителей. И глядя на роскошные формы мечети Фырфырлы – бывшего армянского храма «Св. Апостолов» – возможно стоящего на месте храма св. Апостолов XI века, в котором граф Балдуин клялся на святых крестах, что не тронет своего приёмного отца правителя Эдессы Тороса, а сам, скорее всего, поддерживал заговорщиков, невольно понимаешь, что исторические улочки, здания и гробницы «оторваны» здесь от новонаселения. Ведь нет уже в Урфе ни потомков греков, ни арабов-набатеев, ни армян, ни сирийских христиан. И даже воинственные курды, коварно уничтожившие в 1920 году французский оккупационный гарнизон, думается, уже не те – ведь их десятилетиями «прессовала» молодая Турецкая республика. Вот этот разрыв мне и мешал, но что-то всё же получилось. Заметка разбита на разделы, что надеюсь облегчит мрачноватое чтение.

Этот удивительный город на арамейском языке назывался Ургой. Основатель государства Селевкидов Селевк I Никатор (правил в 312 — 281 годах до н. э.) назвал его Эдессой — скорее всего, в честь одноимённого города в Македонии — а один из последующих селевкидских царей, Антиох IV Епифан, властвовавший в Сирии в 175—164 гг. до н. э. — Антиохия Каллирго́й. При римлянах город был известен как Аврелия Антония и Опеллия Макриана, а также, как Орха. При османах город стал Урфой, но курды называют его Риха, а арабы – аль-Руха (الرها), со слабым придыхательным «х». В 1983 году к названиям провинции и города, была добавлена приставка Шанлы- (рус. славный) в честь заслуг в борьбе против сирийского «французского мандата» в 1920-1930-е годы, но, судя по личному опыту, слово Шанлыурфа в быту практически не используется. Урфа стоит на пересечении древних торговых путей: западного — из Персии и Нисибина в сторону Средиземного моря, и южного — из Диярбакыра (древняя Амида) в Харран и Сирию

Гёбекли Тепе

К северу от Урфы находятся раскопки удивительного мегалита Гёбекли Тепе – святилища, процветавшего в X – IX тыс. до н.э. (эпоха докерамического неолита A, PPNA) и оставленного к началу VIII тыс. до н.э. Долгие годы изучавший этот объект покойный археолог Клаус Шмидт отмечал, что

«то, что мы обнаружили на сегодняшний день <…> убедительно свидетельствует о том, что в Гёбекли Тепе перед нами открылся монумент культа мёртвых» (стр. 125)

Экспедиция К. Шмидта раскопала в самом древнем культурном слое (страте III)  четыре круглых открытых сооружения с высокими Т-образными каменными столбами (стелами), пара из которых была установлена в центре напротив друг друга, а остальные – по периметру. Всего, 43 столба. Самый большой семиметровый столб остался лежать неотделённым от скального основания каменоломни на северном плато. Археолог обозначил эти сооружения латинскими буквами от A до D. Однако картографическая разведка показала, что в страте III подобных сооружений было минимум 15, и число стел может достигать 200. И в этот подсчёт не входят прямоугольные здания страты II с более низкими столбами. К. Шмидт считал, что столбы представляют собой антропоморфные фигуры. Раскопки в практически современном Гёбекли Тепе поселении Невали Чори, относящемся к раннему и среднему докерамическому неолиту B (PPNB), это подтвердили: на многих стелах Невали Чори и парочке в Гёбекли Тепе хорошо виден рельеф полусогнутых рук и кистей.


Схематическое изображение столбов в Невали Чори и Гёбекли Тепе (К. Шмидт, вверху). Столб D 18  в Гёбекли Тепе (2020, внизу)

Также на столбах были вырезаны лисы, кабаны, птицы, пауки и рептилии, возможно, игравшие апотропейную (отгоняющую злых духов) роль. Нет изображений женщин, кроме одного, грубо нацарапанного на камне в т. н. здании «со львиными стелами» (слой II) и не исключено, что сделанного из протестных или «хулиганских» побуждений. На этом рисунке женщина показана рожающей либо сидящей на корточках с позе готовности к половому сношению (как считал сам К. Шмидт). Вызывает удивление размер искусственно увеличенных больших половых губ – подобную практику исторически применяли пигмеи.

Змеи, окружающие овечку на столбе А 1 (столб 1 в сооружении А) напоминают нам о традиции «козла отпущения», известной из хеттских обычаев II тыс. до н.э. (К. Шмидт, стр. 117) и Ветхого Завета (Лев. 16).

К слову, в здании А на стелах, в основном, изображены змеи,  в сооружении B – лисы, а в C – кабаны. Есть и рельефы бычьих голов, журавлей, уток, грифов и др. Присутствуют и символические знаки, напоминающие букву «H», полумесяц и т.п. Археолог считал, что «журавли» – это переодетые шаманы, поскольку их колени выгнуты в «человеческую» сторону.


Схема раскопок Гёбекли Тепе (К. Шмидт, вверху). Столб A 1 («змеи и овечка») (в центре). Сидящая на корточках женщина из здания «со львиными стелами» (2020, внизу)

Гёбекли Тепе кардинально отличается от других анатолийских неолитических сайтов. Отсутствие изображений крупных апотропейных животных в упомянутом и близком к Гёбекли Тепе Невали Чори, ныне находящемся на дне водохранилища Ататюрка, показывает, что ему отводилась иная функция. Невали Чори было пространством живых. К примеру, на найденном там фрагменте каменной чаши есть изображение танца, а Гёбекли Тепе, по мнению К. Шмидта, предназначался для мёртвых, но только ли символически?


Изображение танца на фрагменте чаши из Невали Чори

(https://www.tf.uni-kiel.de/matwis/amat/iss/kap_a/illustr/ia_1_3.html#_4)

У автора можно найти разные гипотезы. С чем мы пока несогласны, так это с версией дахм (погребальных башен). Слишком много труда было потрачено на строительство и поддержку этого святилища, чересчур тщательно были украшены эти сооружения, причём заметно, что старый рисунок на стеле иногда срубался и поверх него наносилось другое тотемное (?) изображение.



Скульптура с головой в руках (К. Шмидт, вверху). Сооружение С (2020, в центре). Столб С 12 (2020, внизу)

Было ли святилище местом жертвоприношений или отделения голов у «избранных» умерших, тем более что здесь найдена парочка изваяний, держащих в руках человеческие головы и возможные углубления для сбора крови у подножия столбов, подобно обнаруженным на соседнем неолитическом сайте Чайёню (Çayönü) и в сирийском Тель Абре (Tell al-‘Abr)? Нам кажется, что для этого Гёбекли Тепе стоял слишком далеко от мест постоянного жилья, таких как упомянутые Невали Чори и Чайёню (где были свои костницы). Не обнаружено здесь и человеческих останков.

Зато обращает на себя внимание потрясающая организация и разделение труда на этом удалённом безводном холме, стоящем за десятки километров от неолитических деревень. Ведь кто-то руководил работами, кто-то доставлял строителям воду и еду, кто-то вырубал камни, придавал им форму, делал изображения и орнаменты, занимался скульптурами, изготавливал костюмы для процессий и многое другое. Приходящие в святилище паломники размещались с относительными удобствами, и о них нужно было заботиться. Словом, читайте К. Шмидта и выдвигайте свои гипотезы. А мы упоминали о Гёбекли Тепе и Невали Чори в заметке «Древний Иерихон и Иерихонская башня»

Археологический музей Урфы

В Археологическом музее и помимо находок из Гёбекли Тепе, и Невали Чори есть уникальные экспонаты, в частности, стела, на которой последний царь Нововавилонского царства Набони́д1 (Набу-наид, букв. «Набу возвысил»), правивший в 556 – 539 гг. до н. э., обращается к лунному божеству Сину. Просьба не помогла, Вавилон был захвачен персами Кира II, и дальнейшая судьба правителя остаётся загадкой.

«Статуя из Урфы» (около IX тыс. до н.э.) относится к самым ранним скульптурам, изображающим фигуру человека в натуральную величину. Она была обнаружена в ходе строительных работ в старом городе (в районе озера Балыклыгёль) и одновременно напоминает резные каменные фигуры из Гёбекли-Тепе и гипсовые статуи из Айн-Газаля (Иордания, период PPNB-C)

 


«Человек из Урфы» (2020, вверху). Тотемный столб из Невали Чори (2020) и его реконструкция из книги К. Шмидта (в центре). «Плодородный полумесяц» (внизу)

Есть в музее, разумеется, и предметы, связанные с более поздними историческими периодами, вплоть до исламского, однако результаты раскопок неолитических сайтов – Гёбекли Тепе, Невали Чори, Чайёню и др. – заметно выделяются. Кстати, почему на тотемном столбе из Невали Чори «птичка» держит в когтях человеческие головы мы не знаем, но культ почитания черепов, иногда «восстановленных» с помощью глины и ракушек, нам известен по раскопкам многих неолитических поселений «плодородного полумесяца», включая святоземельный Иерихон.

Где родился Авраам

По крайней мере в мусульманских преданиях, Урфа является одним из городов, где мог родиться Авраам (Ибрахим). А какие ещё версии нам известны? Для тех, кто не хочет пробираться через похожие и порой практически дословные фрагменты из мидраша2, Корана, воспоминаний путешественников и устной традиции перечислим поимённо «самые популярные» версии: Эн-Насири́я (Ур) на юге Ирака, Урфа (Турция) и гора Касиюн (Дамаск).

Есть и другие варианты, скажем, очень «похожий на правду» Уркеш, как и Урфа расположенный в Верхней Месопотамии, в 230 км восточнее Харрана, который в свою очередь находится в 50 км южнее Урфы. Уркеш – сосед более известного Насибина – существовал в бронзовое «аврамическое» время II тыс. до н.э., но не отмечен традициями (см. также «Где родился Авраам» )


Археологический музей: Набонид обращается к богу Сину (2020, вверху). Реконструкция домов древнего Харрана (2020, в центре). Озеро Балыклыгёль (2020, внизу). На снимке внизу слева – мечеть Ризвание (XVIII), стоящая на месте храма св. Фомы (где хранились мощи ап. Фомы), а справа — недавно открытая после реставрации мечеть Халиль ур-Рахман (XIII в.), возведёная на месте Храма Пресвятой Богородицы (504), где на паперти подвизался святой Алексий, человек Божий (память 30/17 марта)

А в Урфе место рождества Авраама показывается в районе озера Балыклыгёль, где в начале нашей эры стоял царский дворец, построенный Ману (Магной), сыном знаменитого царя Абгара (Авгаря) V, известного апокрифической перепиской с Иисусом Христом и Эдесским образом, а позже возводились христианские храмы.

Абгар V правил царством Осроена со столицей в Эдессе с 4 года до н. э. по 7 год н. э., а также в 13 – 50 годах; он носил прозвище Уккама (арам. «чёрный») и был 15-м монархом из династии Абгаридов. Само Осроенское царство, основанное в 137 году до н. э., было уничтожено римским императором Каракаллой в 216 году, превратившись в военную римскую колонию Marcia Edessenorum. Осознавая авантюрность политики Каракаллы и опасаясь большой войны с Парфией, императорский префект претория Макрин составил заговор против императора. 8 апреля 217 года Каракалла был убит по дороге из Эдессы в Карры (Харран), и власть ненадолго захватил сам Макрин. В 240 году император Гордиан III восстановил Осроену и поставил царём Абгара X из потомков старой династии, но уже в 242 оно перешло в прямую зависимость от римлян, а в 244 году было уничтожено Сасанидами.



Балыклыгёль (Bernard Gagnon, Wikipedia, вверху). Карпы, возможно, разводились здесь с языческих времён (2020, внизу)

О появлении озера Балыклыгёль (а вернее, двух водоёмов) рассказывают следующее. Местному, а по другой традиции – Вавилонскому, царю Нимроду (Н`Амруду, Немруду и др.) приснился странный сон, в котором загадочный свет затмевал солнце и луну. Звездочёты объяснили властителю, что скоро должен родиться мальчик, который положит конец его правлению и религии. Тогда Нимрод приказал убить всех младенцев мужского пола, возрастом до года, а беременных женщин посадить в тюрьму. Нуна (Амина), жена идолопоклонника Азара (библ. Терах, Фарра), спряталась в пещере, где и родила пророка. Ибрахим жил в пещере до семи лет. За ним присматривал архангел Джабраил. Когда Ибрахим подрос и начал проповедовать единобожие и уничтожать идолов, Нимрод приказал бросить его в огонь. Приёмная дочь царя по имени Зелиха (Зулейха), тайно влюблённая в пророка, умоляла отчима пощадить юношу, но Нимрод остался непреклонен. Девушка бросилась в костёр, и на этом месте образовались источник и озеро «Айн и-Зелиха/Зулейха» (Ayn-ı Zeliha). Костёр же, в который бросили Ибрахима, Господь превратил в соседнее озеро «Халиль ар-Рахман» (Балыклыгёль), а горящие уголья — в карпов.

Арабское Халиль ар-Рахман (إبراهيم خليل الرحمن) можно перевести, как «Возлюбленный Милосердного» или «Друг Аллаха». Это народное развитие цитат из Корана, таких как ” وَاتَّخَذَ اللّهُ إِبْرَاهِيمَ خَلِيلاً ” (waittakhadz Allah Ibraheema khaleelan, «Поистине, Аллах взял другом Ибрахима», 4:125, пер. И. Ю. Крачковского).

В других преданиях говорится о том, что огонь превратился для Ибрахима в райский сад, в котором он пребывал семь дней. Пророк вышел из огня живым, но люди по-прежнему отказывались верить в Единого Бога, однако некоторые уверовали, в т. ч. жена Ибрахима Сара, его брат Харан (Аран), а также его племянница. Легенда о боровшемся с идолами и брошенном в костёр Аврааме/Ибрахиме имеет достойную поддержку в еврейском мидраше на книгу Бытие («Берешит Рабба» 4, гл. 38), исламской традиции и даже Коране (Суры 6, 19, 21, 37 и др.), только о несчастной Зулейхе в них ничего не говорится.

Паломница Эгерия, побывавшая а Эдессе в конце IV века н.э., не знает о рождении здесь Авраама, зато описывает красивые дворцы, храмы, гробницу Св. Фомы и источники:

«Затем мы вошли во внутренность дворца (сына Авгаря V Ма(г)ны, И.Ц.), и там были источники полные рыбы, каких я еще никогда не видала, то есть столь больших, столь чистых и столь вкусных. Сам город теперь не имеет совершенно никакой другой воды, кроме той, которая течёт из дворца, и которая похожа на большую, как бы серебристую, реку»

Легенду о спасении Ибрахима упоминает знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби (ок. 1611—1682):

«В мечети есть источник воды, который [исходит] от места костра, в который Нимрод бросил Авраама.  Османский султан Мурад IV (правил в 1623 – 1640, ИЦ) во время своей военной кампании в Багдаде посетил мечеть, поймал двух рыб из озера и надел на них две золотые серьги. Считается, что тот, кто пьёт из этого источника семь дней и ночей, исполнит свои желания.  Говорят, что всякий, кто пьёт из этой воды, исцелится от их болезни Богом» («Сейяхат-наме») 

Сейчас «пещера рождества» заполнена водой, над ней стоит мечеть, а вода из пещеры считается целебной, как и во времена Эвлии Челеби. Воду охотно набирают – особенно женщины – правда из специального краника наверху.

По соседству с озёрами высятся две мечети: недавно открытая после реставрации «Халиль ар-Рахман», построенная на месте византийского храма пресв. Богородицы (504), где на паперти подвизался святой Алексий, человек Божий (память 30/17 марта), и Ризвание, стоящая на месте храма св. Фомы, где долгое время хранились мощи апостола, которые с 6 сентября 1258 года покоятся в Базилике Св. Фомы в Ортоне (Италия).

Мечеть Халиль ар-Рахман выделяется квадратным в плане «дамасским» или «айюбидским» минаретом; она была возведена в 1211 году будущим эмиром Дамаска Маликом Ашрафом Музаффериддином Мусой (Al-Ashraf Musa Abu’l-Fath al-Muzaffar ad-Din, ум. 1237 г.), а носящая стиль османского барокко Ризванийе — в 1716 году губернатором Ракки Ризваном Ахмед Пашой.



Предания об озере и пещере (2020, вверху). Озеро «Айн и-Зулейха» (2020, внизу)

Торос и крестоносцы

Район Урфы заселялся с древних времен, но город был основан в только в 304 году до н.э. Селевком I Никатором. В конце II века до н.э. династия Селевкидов распалась, и Эдесса стала столицей царства Осроена, иначе называемого Эдесским, которым правила набатейская династия Абгаритов (134 г. до н.э. – 242 г. н.э.). Небольшое государство, окружённое подобными же обломками империи селевкидов: Коммагеной, Адиабеной, Гордиеной, Софеной и др., было вынуждено признавать над собой власть Великой Армении, Парфии и Рима. В течение столетий город находился на восточной границе Римской/Византийской империи и переходил из рук в руки: его захватывали арабы, освобождали византийцы, покоряли армянские вожди и эмиры турок-сельджуков.

Далее, в течение столетий город находился на восточной границе Римской/Византийской империи и переходил из рук в руки – его захватывали арабы, освобождали византийцы, покоряли армянские князья и эмиры турков-сельджуков.


Мечеть Ризвание (2020, вверху). Место рождества Авраама (2020, здание справа внизу)

В конце 1097 года рыцарь Балдуин (Бодуэн) Булонский,  известный как будущий король Иерусалима Балдуин I (1100 – 1118), имея при себе 200 рыцарей и примерно столько же пеших воинов, овладев Тарсом, выступил на Эдессу. Христианское население приветствовало его, изгоняя мусульманские гарнизоны из крепостей. Узнав о приближении крестоносцев, правитель Эдессы, бывший византийский куропалат и армянский князь Торос призвал Балдуина на помощь против мусульман, угрожавших захватом города. Следует отметить, что и сам Торос в 1094 году был поставлен «на власть» сельджуками, но, укрепив стены, отделился и взял город под свой контроль.

Балдуин откликнулся на приглашение и, согласно историку С. Рансимену, с небольшим отрядом в 80 всадников прибыл из крепости Турбессель в Эдессу. Торос предложил Балдуину стать наёмником на службе, однако европеец потребовал в обмен признание себя законным наследником и половину всех доходов с города. Торос был вынужден уступить и усыновил 37-летнего Балдуина. Вероятно, искусно интригуя, Балдуин настроил против Тороса городское население. Возможно, сказалось и то, что православного Тороса не очень любили его нехалкедонские подданные, составлявшие в Эдессе большинство. Потерпев от мусульман поражение, Балдуин отступил в город, и, после его возвращения, заговор окончательно созрел. Восстание поддержал  армянский военачальник Константин Гаргарский (Constantine of Gargar); в какой степени был замешан Балдуин – неизвестно.

Конец Тороса современники описывают по-разному. Армянин Матфей Эдесский утверждает, что

«Находясь в безвыходном положении, [Торос] попросил заговорщиков поклясться в том, что не тронут его, и обещал сдать им крепость, город и удалиться со своей женой в Самосату. Он дал им святые кресты [монастырей] Вараг и Макеноц, на которых граф в церкви Апостолов поклялся, что не тронет его. Он поклялся также именем ангелов, архангелов, пророков, святых апостолов, святых патриархов, сонмом всех мучеников; [текст] этой клятвы Торос в письменном виде отправил графу, который поклялся всеми святыми, после чего Торос сдал ему крепость. Балдуин и все вельможи города вошли в крепость. Во вторник, в праздник святых сорокамучеников, горожане жестоко напали на [Тороса], мечами и дубинами сбросили со стены [крепости] в огромную толпу, которая все как один набросилась на него, нанесла ему мечами множество ударов, убила его мучительной смертью. Они совершили превеликий грех перед богом. Связав его ноги верёвкой, позорно таскали его по площади города»

Однако франкский хронист Гийом Тирский (1130 – 1186) выгораживает Балдуина:

«Они не забыли обо всех неправдах и оскорблениях, которые они перенесли от их Губернатора (Тороса, ИЦ). Они все надеялись на то, что если он умрёт, то Болдуин будет управлять ими лучше, чем […] Губернатор. Поэтому все они двинулись вооружаться, и они решили, с очень большими силами подступить к замку, где находился Губернатор, и начали большую атаку и окружили его. Губернатор же, видя, что люди были так озлоблены, что пошли на такое ужасное деяние, и был очень зол на них, и позвал за Болдуином и просил Болдуина взять из сокровищницы столько, сколько он захочет, и […] успокоить народ. Болдуин пошёл к ним и использовал мольбы, и угрозы, и убеждения, с помощью которых он мог успокоить их, однако он не смог ничего сделать, так как постоянно приходили всё больше и больше [людей], так что толпа постоянно увеличивалась. Болдуин покинул их и пошёл на разговор с Губернатором, и сказал ему. Чтобы Губернатор сделал сам что-нибудь […] с целью избежать гнева народа, Болдуин же не мог избавить его от этого. Тогда Губернатор, словно совершенно отчаявшийся человек, привязал канат к окну и спустился по нему вниз. Но когда народ увидел [его], он был совершенно истерзан стрелами, когда он достиг земли. Так, полностью лишив его жизни, они взяли [тело] и провезли его улицами города, и тогда отрубили ему голову, и совершили другие глумления над телом, которые их удовлетворили. На следующее утро они пришли к Болдуину – насильственно, против его воли, заставили стать на их защиту – и возвеличили его как их короля и повелителя»

Так, в конце февраля или начале марта 1098 года, Балдуин сделался полноправным правителем новообразованного Эдесского графства (1098 – 1100) и ввёл латинское христианство на территории, где абсолютное большинство составляли приверженцы Греко-православной и Армянской апостольской церквей. Впрочем, спокойствие длилось недолго. В 1144 году город был взят сельджукским военачальником Имад ад-Дином Занги, убитым в 1146 году, но успевшим объединить под своей властью Алеппо и Мосул, что послужило началом падения графства, сжавшегося до пределов крепости Турбессель к западу от Эдессы.


Место Рождества Авраама (2020)

Михаил Сириец описывает падение города так:

«Кто сможет без содрогания и твёрдой рукой описать бедствие, которое произошло в три часа, в субботу, 23 декабря 1144 г.?! Тюрки ворвались с обнажёнными кинжалами и саблями, они утолили жажду кровью стариков и детей, мужчин и женщин, священников и дьяконов, отшельников и монахов, монахинь и девушек, младенцев, женихов и невест. Ассирийский вепрь одержал верх и пожирал дивные соцветия.

Какое горестное повествование! Город Авгара, друга Христа, был попран из-за нашей неправедности; священники — убиты, дьяконы – умерщвлены, иподьяконы – растерзаны, храмы — разграблены, а алтари – ниспровержены. Какое несчастье! Отцы отрекались от детей, матери забывали любовь к своим детям. Пока меч истреблял и все бежали на Гору, некоторые собрали своих детей, как наседка цыплят, и ожидали смерти от меча или плена.

А из бежавших к воротам цитадели франки никому не дозволили войти внутрь, потому что папиос запретил открывать, пока они не увидят его самого. Но так как он не поспешил прийти с первыми, тысячи людей были затоптаны и валялись у ворот. Когда пришел папиос, открыли ворота, но он не смог войти из-за бесчисленных трупов, нагромождённых у ворот. Он все же пытался войти, но упал на кучу мёртвых, и некий тюрок ударил его и убил.

Когда Занги увидел все происходившее, то запретил дальнейшие убийства. Ему встретился св. Василий3, обнажённый и влекомый на верёвке. Видя, что он стар и с обритой головой, Занги спросил его: “Кто ты?”. Узнав, что перед ним епископ, он стал упрекать его за то, что не сдали город. А он отвечал смело: “Тому, кто достигает желанного, – благостно”. — “Как так?” — спросил эмир. Епископ ответил: “Для тебя — потому что ты одержал блистательную победу над нами, взяв силой. Для нас же потому, что мы заслужили твое уважение тем, что не нарушили нашей клятвы верности франкам и сражались против тебя. Но бог допустил, чтобы мы стали твоими рабами”. Увидев, что он смел и приятно говорит по-арабски, Занги приказал дать ему накидку и ввести в свой шатёр. Он советовался с ним относительно восстановления города. Глашатай вышел /и объявил/: “Те, кто избежал смерти, могут возвратиться в свои дома”.

Через два дня находившиеся в цитадели получили аман и сдались. Тюрки сохранили жизнь всем тем из нашего народа (= сирийцев), армян и греков, кто попадался им, но повсюду убивали франков»

В 1144 году в городе проживало 47 000 армян. В 1146 году после убийства Имад ад-Дина город был ненадолго отвоёван крестоносцами, но через несколько дней – 3 ноября – сдан его сыну Нур ад-Дину.

По словам Стивена Рансимена,

«все христианское население было изгнано [и] великий город, который утверждал, что является старейшим христианским государством в мире, остался пустым и заброшенным и никогда не восстанавливался по сей день».

Эдесса стала первым государством крестоносцев, которое было создано, и первым, которое было потеряно. Последний латинский правитель Эдессы Жослен II де Куртене скончался в плену Алеппо в 1159 году.

Впоследствии Урфа управлялась Зенгидами, Айюбидами, Султанатом Рума, Ильханидами, мамлюками, тюрками Ак-Коюнлу и Сефевидами до Османского завоевания в 1516, а, по другим сведениям, в 1637 году. В те годы Эдесса была центром по продаже хлопка, кожи и драгоценностей. В начале 1830-х годов в ходе Первой турецко-египетской войны город ненадолго попал под контроль египетского генерала Ибрагима Паши, приёмного сына хедива (вице-короля) Египта Мухаммеда Али, но затем вернулся под власть Порты.

Армянская трагедия

В 1894 – 1896 годах на востоке Османской империи произошли массовые убийства армян. Волна насилия началась летом 1894 года с резни в Сасоне (области к западу от озера Ван), где курды-кочевники напали на армянских крестьян за отказ платить им «защитную» дань – плату за отказ от набегов (Ю. Роган, стр. 37).

Весной 1896-го года немецкий протестантский миссионер, организатор помощи восточным христианам, Иоганн Лепсиус (Johannes Lepsius, 1858 – 1926) совместно с Дж. Гринфилдом совершал поездку по Малой Азии. В Урфе И. Лепсиус познакомился с американкой Коринной Шаттак (Corinna Shattuck, 1848—1910), которая в конце 1895 года стала свидетелем убийств армян бандами хамидие – иррегулярными конными формированиями, состоящими из курдов, черкесов и карапапахов – некоторым подобием турецких казаков. Тысячи армян были убиты в местном соборе и, к сожалению, нам пока неясно, о каком из храмов идёт речь: нынешней мечети Салах ад-Дина или мечети Фырфырлы (см. ниже). К. Шаттак назвала это зверство «Холокостом урфанских армян».


Вид от мечети Салах ад-Дина (быв. храма Surb Astvatsatsin) в сторону мечети Ризвание, озера Балыклыгёль и цитадели (2020, вверху). Интерьер мечети Салах ад-Дина (Churches of Historic Armenia, 2002, внизу)

И. Лепсиус построил в городе несколько домов милосердия для переживших погромы. Историк Ю. Роган, писал, что по оценкам американских миссионеров, к февралю 1896 года было убито не меньше 37 000 армян, а 300 000 остались без крова. По другим оценкам, было убито и ранено от 100 000 до 300 000 человек. Принимая во внимание изолированность этого региона, мы вряд ли сможем узнать точное число жертв (Ю. Роган, стр. 38). Возведённые И. Лепсиусом дома призрения с 1903 года возглавляла датская миссионерка Карен Йеппе (Karen Jeppe, 1876 – 1935), «датская мать армян», ставшая в годы Первой мировой войны спасительницей армянских детей от геноцида. В 1917 году К. Йеппе по состоянию здоровья была вынуждена покинуть Турцию и продолжила свою работу в качестве официального представителя Лиги Наций в соседней Сирии, где умерла в Алеппо от малярии.

В 1915 году Дейр-эз-Зор, Мосул и Урфа были назначены, конечными пунктами депортации армян из Анатолии (Ю. Роган, с. 227), и на пути к ним погибли сотни тысяч армян, но вскоре в Урфе уже некого было спасать: из 35 тыс. армянских жителей жертвами стали около 30 тыс.

Оккупация Урфы британскими войсками в марте 1919 года принесла городу короткую передышку. Однако осенью  1919 года Британия вывела войска из бывшей «османской» Сирии и передала власть французской армии с целью присоединения территории к «французскому мандату»4.

Битва при Урфе

Против французов в Киликии резко выступило Турецкое национальное движение во главе с Мустафой Кемаль-пашой (1881 – 1938), будущим «Ататюрком» (отцом турок). Во второй половине 1919 года Кемаль и его сторонники начали готовиться к массовым восстаниям против французских частей, размещённых в Мараше, Айнтабе (Газиантепе) и Урфе, чтобы вынудить французов отказаться от территориальных претензий. В январе 1920 года депутат от Урфы в Турецком национальном конгрессе Али Сайп Бей (Ali Saip Bey) призвал курдские племена Урфы сплотить ряды против французов. Его действия были согласованы с капитаном курдской армии Кылыч Али Беем (Kılıç Ali Bey, Кулудж Али). О событиях битвы, а точнее, трагедии при Урфе рассказал в своей книге «Марашские львы» сотрудник Американской службы помощи Ближнему Востоку Стэнли Керр (Stanley Kerr), работавший в Мараше (ныне Кахраманмараше), расположенном в 200 км к западу от Урфы.

7 февраля 1920 года Али Сайп Бей потребовал, чтобы французские войска покинули Урфу в течение 24 часов. Когда французы отклонили ультиматум, турецкие войска осадили город. Гарнизон, состоящий из 473 французов, сенегальцев, алжирцев и армян, 61 день оказывал ожесточенное сопротивление турецким и курдским отрядам, но 7 апреля, когда запасы боеприпасов и продовольствия были на исходе, командир гарнизона майор Г. Оже (G. Hauger) согласился на эвакуацию, потребовав от националистов обеспечить безопасность его людей при отходе в Сирию и дать гарантии неприкосновенности христианскому населению.


Мечеть Салах ад-Дин Айюб (тур.
Selahettin Eyyûbi Camii) – бывший храм Surb Astvatsatsin (Пресв. Богородицы, англ. Holy Virgin Mary; 2020, вверху). Мечеть Фырфырлы («узорная», тур. Fırfırlı Cami) – бывший храм Surb Arrakelots (Св. Апостолов, англ. St. Apostles Church; 2020, внизу)

Али-Бей принял просьбу и встретился в майором на мосту возле больницы американской миссии. В присутствии подчинённого майора Оже капитана Сажуса (Sajous) и армянского врача доктора Бехляна (Dr. Bechlian) два командира обсудили условия и договорились, что французы смогут уйти с оружием. Али-бей заверил Оже, что французам будет обеспечена безопасность до города Кобани (Ayn al-Arab, Арабский Пунар) на севере современной Сирии. Оже также потребовал, чтобы Али-бей дал ему десять знатных турков в качестве заложников, но Али-бей отклонил предложение и предоставил ему десять своих жандармов. В час после полуночи оставшиеся 300 солдат под командованием майора Оже начали отход из Урфы.

Незадолго до рассвета, когда колонна приблизилась к ущелью Фериш-паша (Ferish Pasha), её расстреляли курды, занявшие позиции на гребнях, выходящих на ущелье. Жандармы, которых Али-бей передал Оже, заявили о своем незнании о засаде. Майор тщетно пытался организовать капитуляцию. Некоторым французским солдатам удалось прорвать окружение, но большинство попали в плен или были убиты. Сам Оже погиб на месте. Лишь горстка из первоначальных 473 человек смогла добраться до Кобани.

С. Керр пишет, что

«из <…> гарнизона, первоначально состоявшего из двенадцати офицеров и четырёхсот шестидесяти одного человека, только трое достигли свободы в Арабском Пунаре (Кобани, ИЦ); все, кроме них и около двадцати пленных, были убиты» (стр. 217)

Согласно Википедии, погибло 296 человек.


Мечеть Фырфырлы («узорная», тур. Fırfırlı Cami) – бывший храм Surb Arrakelots (2020)

29 октября 1923 года Мустафа Кемаль Ататюрк провозгласил Турцию республикой, и Урфа вошла в её состав. Уход французов привёл к резне и окончательному рассеянию оставшихся 20 тысяч армян Мараша, которым как могли помогали С. Керр и его коллеги. Армянские храмы Урфы были превращены в мечети.

Две из них, построенные в XIX веке, стоят на противоположных сторонах ведущей к озеру Балыклыгёль и цитадели улицы Вали Фуад (Vali Fuat Cd.). Это мечети Салах ад-Дин Айюб (тур. Selahettin Eyyûbi Camii) – бывший армянский храм Surb Astvatsatsin (Пресв. Богородицы, англ. Holy Virgin Mary) и Фырфырлы («узорная», тур. Fırfırlı Cami) – бывшая церковь Surb Arrakelots (Св. Апостолов, англ. St. Apostles Church). По другим сведениям, мечеть Салах ад-Дин раньше называлась храмом Иоанна Предтечи, а мечеть Фырфырлы – «Первой армянской евангелической церковью».

Последние сирийские христиане покинули город в 1924 году и обосновались в Алеппо в месте, которое позже было названо Хай ас-Сурьян «Сирийский квартал». Ясно, что и обещания, которые Мустафа Кемаль давал курдам были забыты: их общественные организации были разгромлены и объявлены вне закона, а все восстания – беспощадно подавлялись. Поэтому и возникает в городе странное ощущение оторванности зданий и памятников от сегодняшнего населения.


Улочка в районе мечети Фырфырлы (Churches of Historic Armenia, 1991, вверху). Интерьер мечети Фырфырлы (Р. Левин, 2019, в центре и внизу)

Музей мозаик

Музей мозаик (Haleplibahçe Mosaic Museum) находится южнее Археологического музея по пути к озеру Балыклыгёль (ул. Haleplibahçe Cd.). Не очень далеко отсюда, примерно в 300-х метрах, расположена мечеть Салах ад-Дина, только надо учитывать заметный рельеф и отсутствие короткого прохода через улицу. Большинство мозаик обнаружены при прокладке водопроводных труб, подобно найденным в Антиохии при строительстве «Музейного» отеля. Качество мозаик не антиохийское – не 160 оттенков «Мозаики Пегаса», но тоже приличное. Важно отметить, что мозаики сложены в разное время и разными этническими группами, мы видим надписи на арамейском языке, а некоторые рисунки украшали гробницы знатных горожан (см. изображение тетраморфов ниже).



Музей мозаик. Реконструкция христианского захоронения. Обратите внимание на изображение тетраморфов: человека, орла, быка и льва (2020)

Есть в музее и реконструированное христианское захоронение с базальтовыми аркосолиями5, типичное для первых веков нашей эры. Музей занимает площадь ок. 6000 кв. м, а сами мозаики – ок. 1500 кв. м.  Формой музей напоминает перевёрнутое блюдце, а между мозаиками сделаны проходы. На стене мы наблюдаем реконструкции некоторых из них, в том числе одной из самых крупных: «мозаики Амазонок», а фрагмент долгое время пребывавшей на выставке в США «мозаики Орфея» (ок. 194 г. н.э.) демонстрируется у выхода под стеклом.


Музей мозаик (2020, вверху). Фрагмент «Мозаики Амазонок» (2020, внизу)

Улу Джами (быв. храм Св. Стефана)

Низкая и неприметная – несмотря на размеры и название – мечеть Улу Джами (Большая мечеть) выделяется восьмигранным минаретом, бывшей христианской колокольней. Минарет сложен из красноватого известняка и увенчан современными часами, которые смотрятся достаточно странно, и с первого взгляда их даже не разглядишь. В парке между мечетью и минаретом вдоль дорожек расставлены византийские капители прежнего христианского храма, а до прихода христианства на месте церкви располагалась синагога. В 435-436 годах епископ Рабула превратил синагогу в храм Св. Стефана, в котором, среди прочего, хранился знаменитый Эдесский образ, перенесённый в 944 году в Константинополь.


Музей мозаик. Реконструкция «Мозаики Амазонок» (2020, вверху). Одна из погребальных мозаик (2020, внизу)

Святой убрус горожанам пришлось отдать осадившему Эдессу императору Роману I Лакапину (правил в 920 – 944 гг.) в обмен на мир (хрисовул). Об этом писали византийские историки и, в частности, «Продолжатель Феофана»:

«48. Жители Эдессы, в которой хранится драгоценный образ Христа, доведённые до отчаяния осадившим город ромейским войском, отправили к царю Роману послов и попросили снять осаду, обещая отдать драгоценный образ Христа. В обмен на этот дар они просили вернуть им их узников из числа знатных, а также даровать хрисовул с обещанием, что ромейское войско прекратит опустошать их землю. Так и было сделано. Когда святой образ, или лик христовый, уже подвозили к Константинополю, патрикий и паракимомен Феофан отправился к реке Сангар, где встретил его со сверкающими светильниками, подобающей честью и песнопениями. А пятнадцатого августа Феофан вернулся с ним в город, и царь, пребывавший тогда во Влахернах, преклонил колена перед образом. На следующий день явились к Золотым воротам два царских сына, Стефан и Константин, зять Константин вместе с патриархом Феофилактом. Они с подобающей честью подняли его, доставили к храму святой Софии- впереди пешей процессии двигался весь синклит и несли множество светильников, а после преклонения отнесли во дворец»

Храм св. Стефана часто называли «Красной церковью» (англ. Scarlet Church), поскольку считается, что колонны внутри храма были красноватого оттенка. В парке перед мечетью находится по крайней мере одна из них. После захвата Урфы Нур ад-Дином на месте храма появилась старейшая в городе мечеть (1175).

Улу Джами имеет вытянутую форму. Восемь входов расположены с широкой северной стороны. Портик украшают 14 стрельчатых арок. Внутри мы видим три поперечных нефа, крытых крестовыми сводами. Своды каждого нефа опираются на 11 колонн и два пилястра, примыкающие к западной и восточной стенам здания.


План Улу Джами согласно Meinecke (2003, вверху). Восьмигранный минарет — бывшая колокольня (2020, внизу)

Цитадель

О древности Эдессы напоминают развалины цитадели на скале, возвышающейся над озером Балыклыгёль и окрестностями. К сожалению, доступ в крепость в ходе нашей поездки был закрыт. Цитадель неоднократно перестраивалась и последние «серьёзные» изменения, вероятно, вносились аббасидами в 812-814 годах, и крестоносцами. С трёх сторон цитадель окружена вырубленным в скале рвом, а с северной стороны защищена отвесной скалой.

Стена окружала город ещё в III веке н. э. После того, как нижние части города были затоплены рекой Дайсан (древнее название – Скиртос), царь Абгар (Авгарь) VIII возвёл в 201 году в юго-западной части холма зимний дворец. Видимо, при попытке бегства из него по верёвке и был убит в 1098 году князь Торос.


Музей мозаик (2020). Одна из мозаик с армейскими надписями (вверху). «Мозаика Орфея» (194 г. н.э.), с указанием имени мастера – Bar Saged (внизу)

Среди развалин цитадели выделяются две высокие колонны, увенчанные коринфскими капителями. Высоту колонн источники указывают разную. Так, на информационной табличке перед входом указаны следующие параметры: высота 17.25 м, длина окружности 4.6 м, а расстояние между колоннами – 14 м. На восточной колонне есть надпись на арамейском языке, говорящая примерно следующее:

«Я, Афтуха (Aftuha), сын Баршамаша (т.е. сына солнца или солнечного божества, ИЦ), командира гарнизона (?), поставил эти колонны и памятник в честь моей госпожи, царицы Шалмед, дочери Ману»


Двор Улу Джами с колоннами и капителями византийского времени (2020)

Считается, что речь идёт о царе Ману IX бар Абгаре, а время постройки – приблизительно 240 год н. э.


Колонны в цитадели выделяются и ночью (2020, вверху) и днём (Churches of Historic Armenia, 2002, внизу)

Колонны – по-видимому, всё, что осталось от зимнего дворца правителей Абгарской династии, которые поочерёдно носили имена Абгар и Ману. В народе это место часто называют троном (или могилой) Нимрода, поскольку легендарный правитель, как считается, должен был иметь здесь дворец. После 88-89 гг. н. э. царей хоронили в большой башне-гробнице, стоящей там же на холме.

Ещё по одной версии, у колонн когда-то располагалась церковь Св. Иакова (Der – Yakup Church), а сирийцы называли это место Дейро Д’Налшото (Deyro D’Nalşotho, Монастырь душ). Здесь, по идее, вместо «л» должна стоять буква «ф», поскольку ивритское «нефеш» (душа) совпадает по смыслу с арамейским “nephesh”, но возможно, это особенность местного диалекта.

После участившихся наводнений (к примеру, в 303, 413 и 525 годах) Эдесский губернатор императора Юстиниана Великого (правил в 527 – 565) отвёл в VI веке реку Скирт в новое русло, и теперь она огибала город с востока и севера. В ходе последующей реконструкции части замка были интегрированы в городскую стену, а вокруг стены с юга и запада были вырыты дополнительные рвы. Несмотря на мощные укрепления, цитадель не раз переходила из рук в руки. Ей овладевали, поочерёдно, персы, византийцы и, наконец, в 638 году мусульмане.



Двор Улу Джами с колоннами и капителями византийского времени (2020, вверху и в центре). Государство Филарета Варажнуни (Odejea – travail personnel (own work); https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5190134, внизу)

В 1031 году византийский генерал армянского происхождения Георгий Маниак (Георгиос Маниакес, Georgios Maniakes, ум. 1043) выкупил крепость для Византийской империи и расширил укрепления. Нападения арабов Ибн Ваттаба (Ibn Waṯṯāb) из Харрана (1036 г.) и сельджуков Алп-Арслана (Alp Arslan, 1071 г.) были отражены. В 1083 году куропалат Филарет Врахамий (Филарет Варажнуни) смог ненадолго завоевать город, ставший частью его армянского, фактически независимого от Византии, государства.

Пытаясь защитить Эдессу от набегов сельджуков, Филарет, по некоторым данным, отправился на поклон к султану Малик-шаху, где просил его благосклонности и мира для верующих во Христа, а сам принял ислам. Однако к 1086 году Филарет был уже не в состоянии удерживать территорию своего государства, в результате чего на его землях образовался ряд независимых армянских княжеств. В 1087 году Эдесса сдалась Малик-шаху, и Филарет бежал в крепость Германикею (Мараш), хотя иногда указывают, что он умер в 1086 году. Конец жизни Филарета неясен, к примеру, Михаил Сириец и Византийский временник, сообщают, что он вернулся в лоно христианства и скончался в неуказанном монастыре. После этого, к власти пришел Торос, а после его убийства – Балдуин Булонский, о чём мы уже писали. До 1147 году замок оставался в руках крестоносцев, а после захвата Эдессы сельджуками был разрушен.

Вялотекущие реставрационные работы ведутся здесь с 2007 года. 19 апреля 2013 года часть крепостной стены обрушилась из-за оползня. В инциденте никто не пострадал. На склонах холма и в его окрестностях в рамках программы “Kale Eteği Projesi” (букв. «проект юбки замка») археологи нашли десятки захоронений времени Осроенского царства, и часть обнаруженных в гробницах мозаик обещают перенести в музей.


Стены цитадели (2020)

Христианские Святые

Скажем несколько слов о двух христианских святых, судьба которых связана с Эдессой.

10 февраля/28 января Православная церковь отмечает память прп. Ефрема Сирина (ок. 306 – 373), богослова, гимнографа и поэта IV века. Многим известна его цитата «О Молитве»:

«Если Сын Божий в тебе, то и царство Его в тебе. Вот царство Божие – внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдёшь его. Вне тебя – смерть, и дверь к ней – грех. Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там – Бог» (цит. по https://azbyka.ru/otechnik/Hariton_Dunaev/umnoe-delanie-o-molitve-iisusovoj/5)

На самом деле, это лишь небольшая часть его обширного толкования на Псалтырь («Толкование на группу стихов: Пс: 140: 3-3»), в котором, к примеру, есть и такие фразы:

«Не выходи же к тому, что вне тебя, чтобы вместе с этим не погибнуть и тебе. Не выходи к тому, что чуждо для тебя, чтобы не погубили тебя убийцы. Не отверзай дверей тела своего, чтобы не вторглись в тебя разбойники, не заключили тебя в узы, не ввергли во тьму. Замкни двери членов своих, чтобы не взяли тебя в плен похитители и не увлекли из Царства, и чтобы не пойти тебе вместе с ними в геенну. Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там – Бог. Он не оставляет тебя, но ты оставляешь Его».


Одна из мозаик, найденных при раскопках захоронений (https://arkeofili.com/urfada-bulunan-mezar-mozaiklerinde-gomulen-kisiler-betimlenmis/)

Жил святой по нынешним реалиям не в Сирии, а в турецкой Северной Месопотамии: родился в Насибине (Нисибине), а отошёл ко Господу в Эдессе.

В 2019 году мы посетили в Египте «монастырь Сирийцев» (Дейр-аль-Суриан, англ. St. Mary Deipara) – коптскую обитель, возведённую в Нитрийской долине (Вади-Натрун) – библейской Скитской пустыне, где показывают раскидистый тамаринд, по преданию выросший из посоха, забытого Св. Ефремом. Святой добрался до Вади-Натрун, чтобы побеседовать с Паисием Великим (св. БишОй), в его пещерной келии. Местные монахи уверяют, что тамаринды – эндемики тропиков – в Северном Египте не растут.


Египет. Нитрийская долина. Монастырь Сирийцев (St. Mary Deipara, 2019). Дерево (тамаринд), по легенде выросшее из посоха, забытого Ефремом Сириным

22/09 июля Церковь празднует память свт. Феодора, епископа и уроженца Эдесского (St. Theodore of Edessa, IX в.). Житие святителя, известного также как Феодор Савваит, было излюбленным чтением на Руси в XVI-XVII вв. и сохранилось во многих рукописях. Св. Феодор исполнял свою епископскую миссию уже при мусульманской власти и, согласно Житию, даже обратил в Багдаде в христианство аббасидского халифа Муавия (Мавия), во что верится с трудом, поскольку халифом в то время был известный разрушением храмов и синагог суровый Аль-Мутаваккиль (правил в 847 – 861). С именем свт. Феодора связано одно из первых свидетельств (ок. 836 года) Чуда Схождения Благодатного огня в Великую Субботу в Храме Гроба Господня в Иерусалиме (см. подробнее в «Святитель Феодор, епископ Едесский» ). В конце жизни Святитель вернулся в Лавру Саввы Освященного, где мирно отошёл ко Господу.

А среди нехалкедонских святых следует, безусловно, отметить епископа Иакова Барадея (Jacob Baradaeus, ок. 500 –- 30 или 31 июля 578 года), митрополита Эдесского, который считается создателем Сирийской православной церкви, называемой также по его имени Сиро-яковитской. Прозвище Барадей является греческой передачей сирийского слова  “burdaya” или “burdana” (одетый в лохмотья) (Прав. энц.)

Другие достопримечательности

В заметке о Шанлыурфе на сайте турецкого Министерства Культуры и Туризма говорится о старинном христианском храме Дейр-и Месих (Deyr-i Mesih, Церковь Иисуса), расположенном в квартале Тылфындыр (Tılfındır):

«Церковь является одной из первых церквей, в истории христианства, возможно, возведённой сирийцами в 38 году н.э. Известный турецкий путешественник Эвлия Челеби писал, что Пророк Иисус приезжал в Урфу и посетил этот храм»

Судя по гугл-карте, получается, что храм должен находиться примерно там, где стоит мечеть Фырфырлы. Так это или нет, мы пока не знаем.

В 110 км на восток от Эдессы расположена деревня Эйюпнеби (Пророк Иов). Согласно местной традиции, здесь находятся гробницы праведника Иова, его жены Рахиме-хатун и пророка Елисея. Елисей, мечтавший о встрече с Иовом, три месяца шёл к нему пешком, но так и умер, не дойдя пару километров до деревни. Мечеть и мавзолей на месте захоронения праведников возведены султаном Мурадом IV (правил в 1623 – 1640 годах), который и определил точное место захоронения, согласно своему вещему сну, в котором лошадь поутру должна «трижды проржать и трижды стукнуть копытом». Кстати, про этого султана, запретившего, к примеру, алкоголь рассказывают, что по ночам он ходил в простых одеждах заглядывая в самые злачные таверны Константинополя, а затем, сняв маску, на месте лично обезглавливал преступника; правда, и сам скончался в 28 лет от цирроза печени.


Могила пророка Айюба (Иова) (фото: Yunus Emre Demir, 2019)

Примечания:

  1. О связи бога Луны с семьёй Авраама мы говорили в <a href=”http://www.tsaritsyn-tours.com/?page_id=9916″ style=”color: #3366BB;”> «Где родился Авраам» </a>)
  2. Мидраш (מִדְרָשׁ, буквально «изучение», «толкование»), жанр еврейской литературы гомилетического характера. Очень часто под названием мидраш подразумевается собрание отдельных текстов, которое включает библейские экзегезы (толкования), публичные проповеди, аггадот (притчи, сентенции и т.п.) и халахот (нормы), образующие последовательный, в основном аггадический, комментарий к библейским книгам. Подробнее см. https://eleven.co.il/talmud-rabbinics/midrash/12756/
  3. Имеется в виду яковитский епископ Эдессы Василий Бар-Шумана (1143 -1169), прозванный Эдесским, автор трех поэм на взятие Эдессы эмиром Занги
  4. Французский мандат в Сирии и Ливане (фр. Mandat français en Syrie) — результат решений французско-британской Конференции в Сан-Ремо (1920 г.), которые были утверждены Лигой Наций 29 сентября 1923 года. Мандат был выдан после Первой мировой войны и распада Османской империи. Ещё по тайному Соглашению Сайкса-Пико от 16 мая 1916 г., Великобритания получала Британский мандат в Междуречье на территории сегодняшнего Ирака и Британский мандат в Палестине, который охватывал южную часть османской провинции Сирия (Сирия, Палестина и Иордания). Франции доставалась оставшаяся часть османской Сирии (Сирия, Ливан и Хатай).
  5. От лат. arcosolium (arcus – арка и solium – трон, гроб, саркофаг], термин, употребляемый для описания погребальных сооружений в виде арочных ниш в стенах церковных зданий или катакомб; как надписание встречается на лат. раннехрист. надгробиях. А. устраивались в кубикулах (залах) знатных и богатых семей в языческих и христ. катакомбах с III-IV вв.: в нишу ставился саркофаг или в ее дне вырубалась скальная могила; передняя стенка А. могла иметь надпись или орнамент (с IV в. расписываются также тимпан и внутренняя поверхность арки). В раннехрист. период А. сооружались повсеместно и над отдельными захоронениями в гробницах и подземных склепах (группа склепов V-VI вв. с расписанными А. открыта в 90-х гг. XX в. в Фессалонике). Подобная архитектурная организация захоронения была хорошо известна эллинистическому Востоку, в т. ч. в Палестине рим. периода (Гроб Господень описывается как скальная гробница с аркосолийной нишей, где погребение заменяет «скамья») (Прав. энц.)

Источники:

  1. Авраам. Православная Энциклопедия. – http://www.pravenc.ru/text/62850.html
  2. Али-заде, А. А. Ибрахим // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007.
  3. Беляев Л. А. Аркосолии // Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/76082.html
  4. Византийский временник // Изд-во «Наука»; Москва, 1973 г. — т. 35 — стр.149. URL: http://www.hist.msu.ru/Byzantine/BB%2035%20%281973%29/BB%2035%20%281973%29%20149.pdf
  5. Гийом Тирский. «Средневековая английская хроника о первом крестовом походе». Книга Ираклийцев. Гл. 81 / пер. Ахременко Д. В. 2010. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus/Gijom_Tir_Saxton_1/frametexthtm*
  6. Грацианский М. В. Иаков Барадей // Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/Иаков%20Барадей.html
  7. Дашевский Зеев. «Герои ТаНаХа в мидрашах мудрецов». Лекция 5. Нимрод и Вавилонская башня. URL: http://www.machanaim-2.org/machanaim/kurs/heroes/midrash-05.htm
  8. Дашевский Зеев. «Герои ТаНаХа в мидрашах мудрецов «. Лекция 6. Противостояние Авраама и Нимрода; Арон и Лот. URL: http://www.machanaim-2.org/machanaim/kurs/heroes/midrash-06.htm
  9. Ефрем Сирин // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XIX. — С. 79-105. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9. URL: https://www.pravenc.ru/text/Ефрем%20Сирин.html
  10. Ефрем Сирин. Толкование на группу стихов: Пс: 140: 3-3. URL: https://ekzeget.ru/bible/psaltir/glava-140/stih-3/tolkovatel-efrem-sirin-prepodobnyj/
  11. Ибн Касир. Истории о пророках. – М., СПб., 2007. URL: https://namaz.today/books/rasskazy-o-prorokah-ibn-kasir
  12. Истории о пророках и посланниках Ислама от Адама до Шуайба: Учебное пособие / Составители и авт. Габдуллина Р.Х., Гайсина А.В., Таюпов Р.Х. – Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2016. 131 с. URL: https://bspu.ru/files/25150
  13. Карен Йеппе – датская мать армян. URL: http://russia-armenia.info/node/70007
  14. Лазарев М.С. Курдистан и курдский вопрос (1923-1945). М.: Вост. лит., 2005. – 310 с.
  15. Матфей Эдесский. Хронография. Вагаршапат, 1898. Пер. М. А. Заборова. По изданию: История крестовых походов в документах и материалах. М. Высшая школа. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Matfei/text3.phtml
  16. Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам // Православный палестинский сборник. Т. 17. Вып. 2. Прил. II (2). Географы. СПб. 1897. URL: http://history-fiction.ru/books/all_1/region_105_1/book_327/
  17. Михаил Сириец. Хроника (Статья третья) / Р. А. Гусейнов (пер.) // Письменные памятники Востока, 1975. М. Наука. 1982. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Mychel_Syr/frametexthtm
  18. Осроена. URL: https://drevo-info.ru/articles/591.html
  19. Письма паломницы IV века (Эгерии — И. Ц.). В кн.: Паломничество по Святым местам конца IV века. Изданное, переведённое и объяснённое И. В. Помяловским. // Православный палестинский сборник. Вып. 20. СПб. 1889 – http://yakov.works/acts/04/3/palomn.htm
  20. Продолжатель Феофана (Theophanes Continuatus). Жизнеописания византийских царей / изд. подготовил Любарский Я. Н. — 2 изд. — СПб.: Алетейя, 2009. — 400 с. — (Византийская библиотека. Источники). — ISBN 978-5-91419-146-4. URL: http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/P.phtml?id=2056 – КНИГА VI. Царствование Романа.48.
  21. Роган Юджин. Падение Османской империи. Первая мировая война на Ближнем Востоке, 1914–1920 гг. = The Fall of the Ottomans: The Great War in the Middle East. By Eugene Rogan. — М.: АльпинаНон-фикшн, 2017. — 560 p. — ISBN 978-5-91671-762-4.
  22. Свт. Феодор Савваит, епископ Едесский. URL: https://rusdm.ru/hagiography/104
  23. Степаненко В. П., Шандровская В. С. Татул и Пакурианы // Античная древность и средние века, Вып. 36, 2005. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/3838/2/adsv-36-12.pdf
  24. Шмидт Клаус. Они строили первые храмы: Таинственное святилище охотников каменного века: Археологические открытия в Гёбекли Тепе = Sie bauten die ersten Tempel: Das rätselhafte Heiligtum der Steinzeit Jager: Die archäologische Entdeckung am Göbekli Tepe / Клаус Шмидт; Пер. с нем. А. С. Пащенко. — СПб.: Алетейя, 2011. — 320 с. — (Историческая книга). — 1000 экз. — ISBN 978-5-91419-422-9.
  25. Britannica, The Editors of Encyclopaedia. “Şanlıurfa”. Encyclopedia Britannica, 12 Aug. 2013, https://www.britannica.com/place/Sanliurfa. Accessed 16 February 2021.
  26. Cartwright Mark, “Edessa”. URL: https://www.ancient.eu/edessa/
  27. Charanis Peter, ” The Armenians in the Byzantine Empire (Haykakan matenashar Galust Kiwlpēnkean Himnarkutʻean)”, Lisbon, 1963, 63 p. URL: https://ia800206.us.archive.org/15/items/TheArmeniansInTheByzantineEmpire/Charanis_1963_Armenians_Byzemp.pdf
  28. Churches of Historic Armenia. URL: https://www.fresnostate.edu/artshum/armenianstudies/resources/churches/churches-of-urfa-01.shtml
  29. Kerr, Stanley, “Lions of Marash: Personal Experiences with American Near East Relief”, Albany, New York: State University of New York Press, 1973, 318 pages. ISBN 0-87395-200-6. URL: https://archive.org/details/Kerr1973LionsOfMarash
  30. Peabody Emily Clough, Corinna Shattuck, missionary heroine, Chicago, III: The Woman’s Board of Missions of the Interior, 1913, 28 p.
  31. People Buried in Tomb Mosaics Found in Urfa Are Described (orig. Urfa’da Bulunan Mezar Mozaiklerinde Gömülen Kişiler Betimlenmiş), Arkeofili, 2017. URL: https://arkeofili.com/urfada-bulunan-mezar-mozaiklerinde-gomulen-kisiler-betimlenmis/
  32. Rare 1st-century mosaic unearthed in southeastern Turkey, Daily Sabah, Oct. 27, 2016. URL: https://www.dailysabah.com/history/2016/10/27/rare-1st-century-mosaic-unearthed-in-southeastern-turkey
  33. Runciman Steven,” A History of the Crusades”, Volume I: The First Crusade and the Foundations of the Kingdom of Jerusalem, Cambridge University Press, 1987, 394 p. URL: https://www.pdfdrive.com/a-history-of-the-crusades-volume-1-the-first-crusade-and-the-foundation-of-the-kingdom-of-jerusalem-d157015391.html
  34. Runciman Steven, A History of the Crusades, Volume II: The Kingdom of Jerusalem and the Frankish East, 1100–1187, Cambridge University Press, 1952, 534 p. URL: https://www.pdfdrive.com/a-history-of-the-crusades-volume-ii-the-kingdom-of-jerusalem-and-the-frankish-east-1100-1187-d157015783.html
  35. Şanlıurfa. URL: https://www.ktb.gov.tr/EN-99290/sanliurfa.html
  36. Segal J. B., “ABGAR,” Encyclopædia Iranica, I/2, pp. 210-213; an updated version is available online at http://www.iranicaonline.org/articles/abgar-dynasty-of-edessa-2nd-century-bc-to-3rd-century-ad (accessed on 04 February 2021)
  37. Today in World War I. URL: https://today-in-wwi.tumblr.com/post/626076901067325440/treaty-of-sèvres
  38. The Museum. URL: http://www.themuseumhotelantakya.com/mobile/the-museum/index-more.php
  39. Urfa Ulu Camii. URL: https://archnet.org/sites/4264/media_contents/44620
  40. Vasiliev, A. “THE LIFE OF ST. THEODORE OF EDESSA.” Byzantion, vol. 16, no. 1, 1942, pp. 165–225. JSTOR, www.jstor.org/stable/44168557. Accessed 13 Feb. 2021

* Гийом (Вильгельм) Тирский, «Средневековая английская хроника о первом крестовом походе» (перевод Вильяма Сакстона 1480-1481 гг. «Истории деяний в заморских землях»), перевод на русский язык Ахременко Д. В. (2010 г.). Текст перевода взят с сайта http://www.vostlit.info/, переведён по изданию «A Middle English chronicle of the First Crusade: the Caxton Eracles / [William of Tyre]. Ed. and with an introd. by Dana Cushing. Vol. 1. 2001»

Страница в последний раз отредактирована 21 февраля 2021 года.
Фото над заголовком: Ночная панорама района озера Балыклыгёль и цитадели (2020)

#Турция #Христианство #Балдуин_I #Эдесса #Урфа #Авраам #Ислам #Ибрахим #Айюб #Иов #Мозаики #Армения #Киликия

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.